Химия в быту 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Химия в быту»
9 класс

Пояснительная записка
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности
человека происходит постоянно. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах
правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности.
Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их
использования. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо
подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение
навыков, которые можно использовать в реальной жизни
Цели курса: показать необходимость химических знаний для развития различных отраслей науки, медицины, сферы обслуживания,
раскрыть материальные основы окружающего мира, расширить представление учащихся о опасных веществах, окружающих их в быту;
сформировать у учащихся умения и навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Задачи:
 Показать значение химии как практической, прикладной науки;
 Обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
 Развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии;
 Совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования
с окружающими нас веществами;
 Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
 Развивать навыки исследовательской деятельности.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях,
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметные:
1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции)

Предметные:
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений
неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном
единстве мира
Учащиеся должны знать :





Правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах
средствами бытовой химии;
Правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные
обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
Химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
Правила применения лекарственных препаратов.

Уметь:






Применять бытовые химикаты по их назначению;
Правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом индивидуальных особенностей;
Правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
Правильно применять лекарственные препараты;
Оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.

3. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п

Краткая характеристика содержания
Вводное занятие. Бытовая химия в
повседневной жизни

1

Химия и пища.
Понятие о рациональности питания.
Проблема смешанного и раздельного
питания.
Химические основы домашнего
приготовления пищи: тепловая обработка
пищи животного и растительного
происхождения. Изменение пищевой
ценности продуктов при тепловой
обработке. Консерванты пищевых
продуктов.
Пищевые добавки в продуктах питания.
Маркировка упаковок пищевых продуктов,
умение их читать. Красители, используемые
в пищевой промышленности.
Пищевая аллергия. Причины пищевой
аллергии. Симптомы пищевой аллергии,

Формы организации и виды
деятельности
Формы организации:
коллективная, индивидуальная
Виды деятельности:
Лекция с элементами беседы,
анкетирование
Формы организации
деятельности: коллективная,
работа в парах, индивидуальная
Виды деятельности:
лекция с элементами беседы,
создание памяток, изучение
памятки, выполнение
практических, творческих
заданий, представление
индивидуальных заданий,
защита индивидуальных минипроектов, дискуссия,
просмотр/подготовка
презентации и др.

лечение.
Практическая работа №1. Исследование
продуктов питания. Определение белков,
жиров и углеводов в продуктах питания.
2

3

Химия и средства гигиены.
Правильный подбор декоративной
косметики для лица в зависимости от
возраста, цели, времени года. Изучение
химического состава различных
косметических средств.
Правила ухода за полость рта. Действующие
вещества зубной пасты. Как правильно
выбрать зубную пасту.
Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена
тела. Состав мыла и шампуня. Принцип
очищающего действия. Влияние рН
гигиенических средств на состояние кожи и
волос. Правила ухода за кожей и волосами.
Окраска волос в домашних условиях.
Красители для волос. Меры
предосторожности при использовании
красителей для волос.
Практическая работа№2. Химический
состав зубной пасты.
Практическая работа №3. Определение рН
туалетного мыла.
Домашняя аптечка.
Правильное применение лекарств – залог
здоровья. Лекарства – как вещества
необходимые для здоровья человека.
Лекарства для лечения сердечно сосудистой, дыхательной, пищеварительной
систем. Антибиотики. Витамины.

Формы организации:
коллективная, работа в
группах, работа в парах,
индивидуальная
Виды деятельности:
беседа, выполнение
практических, творческих
заданий, представление
индивидуальных заданий,
защита индивидуальных минипроектов, дискуссия,
просмотр/подготовка
презентации и др.

Формы организации:
коллективная, работа в
группах, индивидуальная
Виды деятельности:
лекция с элементами беседы,
выполнение практических
заданий

Фототерапия. Дозировка и способы
применения, показания и противопоказания
к применению. Обезболивающие средства,
их получение и применение. Профилактика
различных заболеваний.
Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение.
Практическая работа №4. Анализ
табачного дыма.
Практическая работа №5. Анализ
пищевого спирта.
4
Химчистка на дому.
Секреты стирки. СМС и отбеливатели.
Стирка хлопчатобумажных, льняных,
шерстяных, шелковых и синтетических
тканей. Отбеливание и подсинивание ткани.
Антистатическая обработка ткани. Меры
предосторожности при использовании
СМС.
Чистящие средства. Удаление пятен:
техника выведения пятен, пятновыводители.
Удаление жировых пятен, пятен от ягод и
фруктов, овощей и соков, пищевых
продуктов, крови, краски.
Практическая работа №6. Определение pH
синтетических моющих средств.
Практическая работа №7. Удаление пятен
различного происхождения.
5
Жидкие средства для мытья посуды.
Ктивн Эффективность моющих средств. Физико –
химические свойства средств для мытья
посуды. Особенности применения моющих
средств.
Мытье и чистка посуды. Уход за полами,
мебелью, чистка окон и зеркал.

Формы организации:
коллективная, работа в парах,
индивидуальная
Виды деятельности:
лекция с элементами беседы,
выполнение практических
заданий

Формы организации:
коллективная, работа в парах,
работа в группах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
Беседа, выполнение
практических, творческих

6

7

Практическая работа №8. Сравнительный
анализ жидких средств для мытья посуды.
Химия и реклама.
Изучение некоторых показателей
рекламируемых товаров бытовой химии:
рекламы зубной пасты, жевательной
резинки, средств по уходу за кожей и
волосам, чистящих и моющих средств,
продуктов питания.

заданий

Химия в нашей жизни.
Правила безопасности при работе со
средствами бытовой химии. Химическая
грамотность. Первая помощь при
несчастных случаях.

Формы организации:
коллективная, работа в парах,
работа в группах,
Виды деятельности:
лекция с элементами беседы,
создание памяток, изучение
памятки, выполнение
демонстрационных заданий.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

Формы организации:
коллективная,
индивидуальная, работа в
группах
Виды деятельности:
Беседа, выполнение
творческих заданий,
представление
индивидуальных заданий,
защита индивидуальных минипроектов, дискуссия,
просмотр/подготовка
презентации и др

Формы организации:
Индивидуальная, работа в
парах, работа в греппах
Виды деятельности:
защита проектных работ

№ п/п
Тема
Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни
1
Химия и пища
2
Химия и средства гигиены
3
Домашняя аптечка
4
Химчистка на дому
5
Жидкие средства для мытья посуды
6
Химия и реклама
7
Химия в нашей жизни
Итоговое занятие. Защита творческих проектов

Кол-во часов
1
6
7
5
4
5
2
2
2

5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№
Тема
Кол-во
урока
часов
1
Вводное занятие. Бытовая
1
химия в повседневной жизни
Тема 1. Химия и пища (6 ч)
2-3 Понятие о рациональности
2
питания
4
Исследование продуктов
1
питания. Определение белков,
жиров и углеводов в продуктах
питания

Дата
План

Факт

4.Тематическое планирование
внеурочной деятельности

Пищевые добавки
2
Пищевая аллергия
1
Тема 2. Химия и средства гигиены (7 ч)
8
Правильный подбор
1
декоративной косметики для
лица
9-10 Правила ухода за полостью рта.
2
Действующие вещества зубной
пасты
11
Химический состав зубной
1
пасты
12
Мыла и шампуни. Уход за
1
телом
13
Определение pH туалетного
1
мыла
14
Окраска волос в домашних
1
условиях
Тема 3. Домашняя аптечка (5ч)
15
Правильное применение
1
лекарств – залог здоровья
16-17 Профилактика различных
2
заболеваний
18
Анализ табачного дыма
1
19
Анализ пищевого спирта
1
Тема 4. Химчистка на дому (4 ч)
20
Секреты стирки. СМС и
1
отбеливатели
21
Определение pH синтетических
1
моющих средств
22
Чистящие средства. Удаление
1
пятен
23
Удаление пятен различного
1
происхождения
Тема 5. Жидкие средства для мытья посуды (5 ч)
5-6
7

24-25 Эффективность моющих
2
средств
26-27 Мытьё и чистка посуды
2
28
Сравнительный анализ жидких
1
средств для мытья посуды
Тема 6. Химия и реклама (2 ч)
29-30 Изучение некоторых
2
показателей рекламируемых
товаров бытовой химии
Тема 7. Химия в нашей жизни (4ч)
31-32 Правила безопасности при
2
работе со средствами бытовой
химии. Первая помощь при
несчастных случаях
33-34 Итоговое занятие. Защита
2
творческих проектов
35-36 Резервные часы
2
Итого
36

Информационное обеспечение
Занятия проходят в кабинете химии с проекционным оборудованием; имеется выход в Интернет.
Практические работы и демонстрационные опыты выполняются в кабинете химии с соблюдением правил техники безопасности.

Литература
1.
2.
3.
4.

Артеменко А.И. Органическая химия и человек. Теоретические основы: углубленный курс. – М.: Просвещение,2000.
Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эсмо, 2001.
Руина О.В. Медицинская энциклопедия для всей семьи. Все, что нужно знать о болезнях. – М.: Центрполиграф, 2000.
Афанасьев А.Г. Химия на службе быта. – М.: Знание, 1986.

5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. – М.: Знание, 1990.
6. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7
7. Кузьмичева Е.П. Пищевые добавки // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Техника проведения практических работ

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.
1. Качественные реакции на крахмал и жиры.
Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой
раствор йода, фильтровальная бумага. Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие
темно-синей окраски свидетельствуют о наличии в нем крахмала. Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно
сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.
2. Качественная реакция на глюкозу.
Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-й
раствор NaOH, 2%-й раствор CuSO4 , нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде видного раствора.
К 1 см3 щелочи и, по каплям, медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает яркооранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок
выпадает сразу без нагревания.
3. Качественная реакция на белки.
Оборудование: раствор белка (белок одного
куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-й раствор NaOH, 1%-й раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.
К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и, по каплям, медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно
встряхивают. Появление фиолетовой окраски свидетельствует о наличии белка (биуретовая реакция).
Форма отчётности
углеродов».

Заполните таблицу «Определение белков, жиров и

Условия опыта

Наблюдения

Выводы из опыта

Практическая работа №2. Определение pH туалетного мыла.
1. Приготовьте раствор принесенного
вами мыла:
а) 5%-й массой 50 г (в случае твердого мыла)
б) 5%-й объемом 50 мл (в случае жидкого мыла считайте плотность мыльного раствора = 1 г/мл).
2. С помощью универсальной индикаторной бумаги исследуйте реакцию раствора мыла. (Опустите полоску индикатора в мыльный раствор.)
3. Определите реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы.
4. Результаты исследования занесите в таблицу.
№

Название мыла

Значение pH

Реакция раствора

Практическая работа №3. Анализ пищевого спирта.
Оборудование и материалы: медная проволока,
спиртовка, пробирки, раствор перманганата калия, аммиачный раствор оксида серебра, концентрированная серная кислота, резорцин,
анализируемые образцы спиртосодержащих продуктов.
1. Определение непредельных углеводородов.
В пробирку налить 2-3 мл анализируемого алкогольного напитка, добавить 2-3 мл раствора KMnO4 .При наличии непредельных
углеводородов раствор обесцвечивается.
2. Определение карбонильных соединений.
В
пробирку поместить 2-3 мл исследуемого образца и такое ж количество аммиачного раствора оксида серебра, осторожно нагреть. Выпадение
осадка серебра указывает на наличие альдегидов.
3.
Определение метанола.
В пробирку налить 2-3 мл
исследуемого вещества, нагреть медную проволоку до красного цвета, несколько раз опустить её в пробирку с исследуемым образцом. Затем
прилить концентрированную серную кислоту и резорцин. При наличии метанола появляется красное кольцо на границе раздела жидкостей.
Практическая работа №4. Определение pH синтетических моющих средств. Оборудование и материалы: пробирки, универсальный
индикатор, водный растворы синтетических моющих средств.
1. В
пробирки налить водные растворы СМС.
2. Опустить в раствор каждого СМС

универсальный индикатор.
3. С помощью шкалы определить уровень pH, сравнивая цвет индикатора с
цветами разделов на шкале.
Наблюдения: pH здоровой кожи равна
5,5. Превышение этого показателя говорит о щелочной среде раствора. Если показатель pH ниже 5,5 , то среда раствора кислая.
Практическая работа №5. Удаление пятен различного происхождения. Оборудование:
1. Пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок.
2. Вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, салфетки, стаканы, кюветы, различные виды тканей (шерсть,
шелк, ацетатная ткань).
3. Средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло,
парафин, косметически крем, чернила, губная помада.
Ход работы:
1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным
маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.
2.
Пользуясь инструкцией и соблюдая правила безопасности, приступите к выведению нанесённых пятен.
3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.
Виды пятен

1. Жирные и
масляные

Способ удаления

Примечание

Прогладить ткань теплым утюгом через несколько
слоев промокательной бумаги, положенных с
обеих сторон
Протереть тампоном, смоченным в смеси
нашатырного спирта и моющего средства.
Прогладить горячим утюгом через белую ткань

Свежие пятна.
Температура около
100ºC
1 ч. л. NH4OH и 1 ч.
л. СМС на
полстакана теплой
воды
Для шерстяных и
ацетатных тканей
(ТБ при работе с
бензином!)
Для шелковых
тканей

Смочить пятно бензином и оставить на 2-5 минут,
затем прогладить горячим утюгом чрез несколько
слоев промокательной бумаги

2. Пятна от
йодной

Погрузить на 5-10 минут в раствор: 0,5 ст. л.
NH4OH и 1 ст. л. глицерина на 1 ст. л. воды. Затем
промыть
На светлую ткань насыпать порошок мела (на 2-4
часа), затем встряхнуть
Прогладить горячим утюгом через
промокательную бумагу или салфетку

Свежие пятна

настойки
3. Цветные
пятна
органического
происхождения

4. Чернильные
капли
5. Пятна от
ржавчины

Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само
а) сажу и копоть выводят тампоном, смоченном в
скипидаре;
б) пятна мочи: погрузить на 1 час в раствор
столового уксуса;
в) пятна от чая: 2 ст. л. глицерина и 0,5 ч. л. 10%
раствора нашатырного спирта;
г) пятна стеарина и парафина: проглаживание
через несколько слоёв промокательной бумаги
а) смесью этанола и глицерина;
б) светлые пятна – простоквашей;
в) пятна от туши и гуаши – холодным раствором
СМС
а) кусочек лимона, завернутый в марлю, прижать к
пятну горячим утюгом;
б) на 3-5 минут погрузить в раствор уксусной
кислоты (2 ст. л. на стакан воды), затем промыть
водой с нашатырным спиртом (1 ст. л. на 2 л воды)

Возгонка йода
1 ст. л. уксуса на 0,5
стакана воды

1:1

Все виды тканей
Пищевой уксус
подогреть в
эмалированной
посуде

Приложание 2
Критерии оценивания проектов
Критерии оценивания содержания
Соблюдение авторами структуры проекта
Использование в проекте различных источников информации
(энциклопедии, словари, научная литература, Интернет-ресурсы)
Использование в проекте разнообразных форм представления
информации (графики, схемы, таблицы, иллюстрации,
фотографии…)
Доступность представленной в проекте информации
Наличие у авторов проекта собственной позиции на

Кол-во баллов

рассматриваемые события и явления.
Критерии оценивания дизайна
Соблюдение единого стиля оформления презентации
Соответствие содержания изображению
Сочетание фона с графическими элементами текста
Общее количество баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».