Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия в быту» 9 класс Пояснительная записка Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека происходит постоянно. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности. Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их использования. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни Цели курса: показать необходимость химических знаний для развития различных отраслей науки, медицины, сферы обслуживания, раскрыть материальные основы окружающего мира, расширить представление учащихся о опасных веществах, окружающих их в быту; сформировать у учащихся умения и навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту. Задачи: Показать значение химии как практической, прикладной науки; Обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека; Развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии; Совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами; Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний; Развивать навыки исследовательской деятельности. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Метапредметные: 1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) Предметные: формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира Учащиеся должны знать : Правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии; Правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии; Химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания; Правила применения лекарственных препаратов. Уметь: Применять бытовые химикаты по их назначению; Правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом индивидуальных особенностей; Правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы; Правильно применять лекарственные препараты; Оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения. 3. Содержание курса внеурочной деятельности № п/п Краткая характеристика содержания Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни 1 Химия и пища. Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания. Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов. Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности. Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, Формы организации и виды деятельности Формы организации: коллективная, индивидуальная Виды деятельности: Лекция с элементами беседы, анкетирование Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, создание памяток, изучение памятки, выполнение практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных минипроектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. лечение. Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. 2 3 Химия и средства гигиены. Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств. Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту. Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела. Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами. Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос. Практическая работа№2. Химический состав зубной пасты. Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла. Домашняя аптечка. Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Формы организации: коллективная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: беседа, выполнение практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных минипроектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. Формы организации: коллективная, работа в группах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний. Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. Практическая работа №4. Анализ табачного дыма. Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта. 4 Химчистка на дому. Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС. Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств. Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения. 5 Жидкие средства для мытья посуды. Ктивн Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств. Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал. Формы организации: коллективная, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий Формы организации: коллективная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. Виды деятельности: Беседа, выполнение практических, творческих 6 7 Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды. Химия и реклама. Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания. заданий Химия в нашей жизни. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях. Формы организации: коллективная, работа в парах, работа в группах, Виды деятельности: лекция с элементами беседы, создание памяток, изучение памятки, выполнение демонстрационных заданий. Итоговое занятие. Защита творческих проектов Формы организации: коллективная, индивидуальная, работа в группах Виды деятельности: Беседа, выполнение творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных минипроектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др Формы организации: Индивидуальная, работа в парах, работа в греппах Виды деятельности: защита проектных работ № п/п Тема Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни 1 Химия и пища 2 Химия и средства гигиены 3 Домашняя аптечка 4 Химчистка на дому 5 Жидкие средства для мытья посуды 6 Химия и реклама 7 Химия в нашей жизни Итоговое занятие. Защита творческих проектов Кол-во часов 1 6 7 5 4 5 2 2 2 5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности № Тема Кол-во урока часов 1 Вводное занятие. Бытовая 1 химия в повседневной жизни Тема 1. Химия и пища (6 ч) 2-3 Понятие о рациональности 2 питания 4 Исследование продуктов 1 питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания Дата План Факт 4.Тематическое планирование внеурочной деятельности Пищевые добавки 2 Пищевая аллергия 1 Тема 2. Химия и средства гигиены (7 ч) 8 Правильный подбор 1 декоративной косметики для лица 9-10 Правила ухода за полостью рта. 2 Действующие вещества зубной пасты 11 Химический состав зубной 1 пасты 12 Мыла и шампуни. Уход за 1 телом 13 Определение pH туалетного 1 мыла 14 Окраска волос в домашних 1 условиях Тема 3. Домашняя аптечка (5ч) 15 Правильное применение 1 лекарств – залог здоровья 16-17 Профилактика различных 2 заболеваний 18 Анализ табачного дыма 1 19 Анализ пищевого спирта 1 Тема 4. Химчистка на дому (4 ч) 20 Секреты стирки. СМС и 1 отбеливатели 21 Определение pH синтетических 1 моющих средств 22 Чистящие средства. Удаление 1 пятен 23 Удаление пятен различного 1 происхождения Тема 5. Жидкие средства для мытья посуды (5 ч) 5-6 7 24-25 Эффективность моющих 2 средств 26-27 Мытьё и чистка посуды 2 28 Сравнительный анализ жидких 1 средств для мытья посуды Тема 6. Химия и реклама (2 ч) 29-30 Изучение некоторых 2 показателей рекламируемых товаров бытовой химии Тема 7. Химия в нашей жизни (4ч) 31-32 Правила безопасности при 2 работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях 33-34 Итоговое занятие. Защита 2 творческих проектов 35-36 Резервные часы 2 Итого 36 Информационное обеспечение Занятия проходят в кабинете химии с проекционным оборудованием; имеется выход в Интернет. Практические работы и демонстрационные опыты выполняются в кабинете химии с соблюдением правил техники безопасности. Литература 1. 2. 3. 4. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. Теоретические основы: углубленный курс. – М.: Просвещение,2000. Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эсмо, 2001. Руина О.В. Медицинская энциклопедия для всей семьи. Все, что нужно знать о болезнях. – М.: Центрполиграф, 2000. Афанасьев А.Г. Химия на службе быта. – М.: Знание, 1986. 5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. – М.: Знание, 1990. 6. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7 7. Кузьмичева Е.П. Пищевые добавки // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Техника проведения практических работ Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. 1. Качественные реакции на крахмал и жиры. Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага. Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски свидетельствуют о наличии в нем крахмала. Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно. 2. Качественная реакция на глюкозу. Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-й раствор NaOH, 2%-й раствор CuSO4 , нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде видного раствора. К 1 см3 щелочи и, по каплям, медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает яркооранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания. 3. Качественная реакция на белки. Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-й раствор NaOH, 1%-й раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками. К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и, по каплям, медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетовой окраски свидетельствует о наличии белка (биуретовая реакция). Форма отчётности углеродов». Заполните таблицу «Определение белков, жиров и Условия опыта Наблюдения Выводы из опыта Практическая работа №2. Определение pH туалетного мыла. 1. Приготовьте раствор принесенного вами мыла: а) 5%-й массой 50 г (в случае твердого мыла) б) 5%-й объемом 50 мл (в случае жидкого мыла считайте плотность мыльного раствора = 1 г/мл). 2. С помощью универсальной индикаторной бумаги исследуйте реакцию раствора мыла. (Опустите полоску индикатора в мыльный раствор.) 3. Определите реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы. 4. Результаты исследования занесите в таблицу. № Название мыла Значение pH Реакция раствора Практическая работа №3. Анализ пищевого спирта. Оборудование и материалы: медная проволока, спиртовка, пробирки, раствор перманганата калия, аммиачный раствор оксида серебра, концентрированная серная кислота, резорцин, анализируемые образцы спиртосодержащих продуктов. 1. Определение непредельных углеводородов. В пробирку налить 2-3 мл анализируемого алкогольного напитка, добавить 2-3 мл раствора KMnO4 .При наличии непредельных углеводородов раствор обесцвечивается. 2. Определение карбонильных соединений. В пробирку поместить 2-3 мл исследуемого образца и такое ж количество аммиачного раствора оксида серебра, осторожно нагреть. Выпадение осадка серебра указывает на наличие альдегидов. 3. Определение метанола. В пробирку налить 2-3 мл исследуемого вещества, нагреть медную проволоку до красного цвета, несколько раз опустить её в пробирку с исследуемым образцом. Затем прилить концентрированную серную кислоту и резорцин. При наличии метанола появляется красное кольцо на границе раздела жидкостей. Практическая работа №4. Определение pH синтетических моющих средств. Оборудование и материалы: пробирки, универсальный индикатор, водный растворы синтетических моющих средств. 1. В пробирки налить водные растворы СМС. 2. Опустить в раствор каждого СМС универсальный индикатор. 3. С помощью шкалы определить уровень pH, сравнивая цвет индикатора с цветами разделов на шкале. Наблюдения: pH здоровой кожи равна 5,5. Превышение этого показателя говорит о щелочной среде раствора. Если показатель pH ниже 5,5 , то среда раствора кислая. Практическая работа №5. Удаление пятен различного происхождения. Оборудование: 1. Пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок. 2. Вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, салфетки, стаканы, кюветы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань). 3. Средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло, парафин, косметически крем, чернила, губная помада. Ход работы: 1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом. 2. Пользуясь инструкцией и соблюдая правила безопасности, приступите к выведению нанесённых пятен. 3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен. Виды пятен 1. Жирные и масляные Способ удаления Примечание Прогладить ткань теплым утюгом через несколько слоев промокательной бумаги, положенных с обеих сторон Протереть тампоном, смоченным в смеси нашатырного спирта и моющего средства. Прогладить горячим утюгом через белую ткань Свежие пятна. Температура около 100ºC 1 ч. л. NH4OH и 1 ч. л. СМС на полстакана теплой воды Для шерстяных и ацетатных тканей (ТБ при работе с бензином!) Для шелковых тканей Смочить пятно бензином и оставить на 2-5 минут, затем прогладить горячим утюгом чрез несколько слоев промокательной бумаги 2. Пятна от йодной Погрузить на 5-10 минут в раствор: 0,5 ст. л. NH4OH и 1 ст. л. глицерина на 1 ст. л. воды. Затем промыть На светлую ткань насыпать порошок мела (на 2-4 часа), затем встряхнуть Прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу или салфетку Свежие пятна настойки 3. Цветные пятна органического происхождения 4. Чернильные капли 5. Пятна от ржавчины Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само а) сажу и копоть выводят тампоном, смоченном в скипидаре; б) пятна мочи: погрузить на 1 час в раствор столового уксуса; в) пятна от чая: 2 ст. л. глицерина и 0,5 ч. л. 10% раствора нашатырного спирта; г) пятна стеарина и парафина: проглаживание через несколько слоёв промокательной бумаги а) смесью этанола и глицерина; б) светлые пятна – простоквашей; в) пятна от туши и гуаши – холодным раствором СМС а) кусочек лимона, завернутый в марлю, прижать к пятну горячим утюгом; б) на 3-5 минут погрузить в раствор уксусной кислоты (2 ст. л. на стакан воды), затем промыть водой с нашатырным спиртом (1 ст. л. на 2 л воды) Возгонка йода 1 ст. л. уксуса на 0,5 стакана воды 1:1 Все виды тканей Пищевой уксус подогреть в эмалированной посуде Приложание 2 Критерии оценивания проектов Критерии оценивания содержания Соблюдение авторами структуры проекта Использование в проекте различных источников информации (энциклопедии, словари, научная литература, Интернет-ресурсы) Использование в проекте разнообразных форм представления информации (графики, схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии…) Доступность представленной в проекте информации Наличие у авторов проекта собственной позиции на Кол-во баллов рассматриваемые события и явления. Критерии оценивания дизайна Соблюдение единого стиля оформления презентации Соответствие содержания изображению Сочетание фона с графическими элементами текста Общее количество баллов