МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1п.Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета Мир природы и человека начальное общее образование (для обучающихся с УО) 4 класс п. Пелым ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), пример Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МКОУ СОШ №1 на 2024-2025 учебный год. Курс«Мир природы и человека» длядетейсумственнойотсталостьюявляетсяначальнымзвеномформированияестествоведческих знаний,пропедевтическимэтапомразвитияпонятийногомышлениянаматериалесведенийоживо йинеживойприроде. Живоймиркакпредметпоразвитиюречидолженобогащатьиразвиватьактивныйсловарныйзап ас.Наурокахучащиесядолжнысоставлятьпростыепредложения,сложныепредложенияссоюзами,и описыватьподруководствомучителяпредметыиявленияприроды. Основнаяцельпредмета«Мирприродыичеловека»заключаетсявформированиипервоначаль ныхзнанийоживойинеживойприроде;пониманиипростейшихвзаимосвязей,существующихмежду миромприродыичеловека.Формированиеосновыдляизучениявдальнейшемпредметов«Естествозн ание»и«География»,созданиепреемственнойсистемызнаний междуназваннымипредметами. Задачипрограммыобучения: - уточнить имеющиесяудетейпредставленияоживой инеживой природе,датьновые знанияобосновныхееэлементах; - наосновенаблюденийипростейшихопытныхдействийрасширитьпредставленияовзаимос вязиживойинеживойприроды,формахприспособленностиживогомира; - выработатьумениенаблюдатьприродныеявления,сравниватьих,составлятьустныеописа ния,использоватьвречиитогинаблюдений; - сформироватьзнанияучащихсяоприродесвоегокрая; - сформироватьпервоначальныесведенияоприродоохраннойдеятельностичеловека,научи тьучащихсябережномуотношениюкприроде. Реализацияпрограммыосуществляетсясучетомособенностей развитияобучающихсяVIIIвида.Компенсациянедостатковпсихофизическогоразвитиядостигаетсяп утеморганизацииразноуровнегообучения,сучетомвозможностейвоспитанников,сиспользованиеми ндивидуальногоидифференцированногоподхода.Присутствуетэмоциональноблагоприятныйклиматавклассе,разнообразиеформучебнойдеятельности,ситуацияуспеха,различны евидовпомощи,стимуляцияпознавательнойактивности,использование игровыхприемов,дидактических игр. При реализациипрограммыиспользуютсяследующие технологии обучения: Технологияпроблемногодиалога; Технологияоцениванияобразовательныхдостижений; Здоровьесберегающиетехнологииобучения; Игровыетехнологии; Технологиидифференцированного ииндивидуальногоподхода; Используемыетипыуроков:урок-открытияновогознания,урокисследование,уроккомплексногопримененияобщеучебныхумений,актуализацияобщеучебныхуме ний,уроксистематизациии обобщения,комбинированныйурок. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовомуровне,чтосоответствуетОбразовательнойпрограмме школы. Курс"Живоймир"вспециальномобразовательномучрежденииVIIIвидаявляетсяначальнымзв еномформированияестествоведческихзнаний,пропедевтическимэтапомразвитияуучащихсямладш ихклассовпонятийногомышлениянаматериалесведенийонеживой и живойприроде. Новыйпроектучебногопланадля специальнойшколыпредполагаетбазовыйблокдисциплин:“Живоймир”,“Естествознание”,“Геогра фия”,“Человекиегосреда"призванныхобеспечитьучащихсязнаниями,раскрывающимивзаимосвязь иединствовсехэлементовприродывихнепрерывномизменениииразвитии.Спецификаинтеллектуал ьногодефектаучащихсяспециальнойшколы(класса)недаетвозможностизакладыватьвпрограммусв едения о сложныхявленияхв неорганическом и органическом мире. С одной стороны,содержание дисциплины“Живоймир” базируетсяна знакомыхдетямобъектахиявленияхокружающегомираидаетвозможностьпостепенноуглублятьсве дения,раскрывающиепричинные,следственные,временныеидругиесвязимеждуобъектами,явления ми и состояниями природы. Сдругойстороны,курсэлементарногоприродоведениявмладшихклассах(14)специальнойшколыдолжензаложитьосновыдляизучениявдальнейшемтакихбазовыхпредметовк ак“Естествознание”и“География”,создатьпреемственнуюсистемузнаниймеждуназваннымипредм етами. Планирование коррекционной работы по программе «Мир природы и человека» в 4 классе 1. Развитие зрительного восприятияи зрительнойпамяти: - развитие зрительнойпамяти и зрительноговосприятияприизученииучебногоматериала; -развитиеспособностиобобщать и делатьвыводыпри наблюденияхи проведенииэкскурсии; 2. Развитие слуховоговосприятия и слуховойпамяти: - развитиеслуховой,зрительнойпамяти,уменияиспользоватьзапоминанияиприпоминанияпри закрепленииматериала; -коррекциявосприятиявремени,пространственноговосприятияпри проведенииэкскурсии; 3. Развитиеимпрессивнойречи: - формированиеуменийслушатьречьотвечающихиучителя; - развитиеумения выполнять определенныезадания к рассказам вустнойформе; 4. Формированиеэкспрессивнойречи: - устранятьнедоразвитие словарячерезтолкование новых незнакомыхслов; - подборсинонимов,антонимов; - обогащениесловаряприлагательными; - работанадпредложением; - развитиекоммуникативнойфункцииречи; 5. Коррекциямышления. - совершенствовать навыкииуменияделатьвыводы присоставлениирассказа; - использоватьразвивающиеупражнения,помогающие исключитьилиобобщить; - обучатьприемамумственнойработы(сравнениепризнаков,группировкаматериала,анализуизуче нного) приизучениипредметов и явленийокружающейдействительности; - развитие логическогомышления навсехэтапахурока; 6. Коррекцияпознавательнойдеятельности: - активизироватьпознавательнуюдеятельностьразвивающимивопросами,нестандартнымизадания ми во времябеседы; -развиватьнаблюдательность,способностьпониматьглавноеввоспринимаемомучебномматериале; - создание проблемных ситуаций,частичногопоиска припроведенииэкскурсий; - вовлечениевтворческуюработувсегоклассасучетомдифференцированногоподходакучащимся во времяпрактическихработ; - вовлекатьучащихсявтворческиезадания:отгадываниеребусов,кроссвордов,составлениерассказо в и т.д. 7. Коррекциянарушенийи развитие эмоционально-личностнойсферы: - развитие эмоционально-волевойсферыучащихсяприработе надвыразительностью; - релаксационныеупражнения для мимикимышц и снятия эмоциональногонапряжения; - критическаясамооценкасамогосебяисвоиходноклассниковприучастиивкласснойидомашнейраб оте. Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета Природакакодна изоснов здоровой и гармоничнойжизни человека и общества. Культуракакпроцессирезультатчеловеческойжизнедеятельностивовсѐммногообразииеѐфо рм. Наукакак частькультуры,отражающеечеловеческоестремлениек истине,к познаниюзакономерностейокружающегомираприродыи социума. Патриотизмкакодноизпроявленийдуховнойзрелостичеловека,выражающейсявлюбвикРосс ии,народу. Семья какосновадуховно-нравственногоразвитияи воспитания личности. Труд и творчествокакотличительныечертыдуховно и нравственноразвитойличности. Здоровыйобразжизнивединствесоставляющих:здоровьефизическое,психическое,духовнои социально-нравственное. Нравственныйвыбори ответственностьчеловекав отношениик природе,историкокультурномунаследию, к самомусебе иокружающим людям. Личностныеи предметныерезультатыосвоенияучебногопредмета Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадлежитличностнымрезультатам,по сколькуименноониобеспечиваютовладениекомплексомсоциальных(жизненных)компетенций,нео бходимыхдлядостиженияосновнойцелисовременногообразования―введенияобучающихсясумст веннойотсталостью(интеллектуальныминарушениями) вкультуру,овладениеимисоциокультурнымопытом. Личностныерезультатыосвоенияпрограммыпопредметумирприродыичеловекав 4 классе включают индивидуально-личностныекачестваи социальные(жизненные)компетенцииобучающегося,социальнозначимыеценностныеустановки: 1) осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувства гордости за своюРодину,российскийнарод иисториюРоссии. 2) формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историикультуредругихнародов; 3) развитиеадекватныхпредставленийо собственныхвозможностях,о насущнонеобходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемсямире; 5) овладение социально-бытовымиумениями,используемыми в повседневнойжизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаимодействия; 7) способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем,принятиесоответству ющихвозрастуценностей и социальныхролей; принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,формированиеиразвитиесоциальнозначимых мотивовучебнойдеятельности; 8) развитиенавыковсотрудничествасвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуация х; 9) формирование эстетическихпотребностей,ценностей и чувств; 1 10) развитие этическихчувств,доброжелательности и эмоциональнонравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствам другихлюдей. 11) формированиеустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктворческо мутруду, работе на результат, бережномуотношению к материальными духовнымценностям; 12) формирование готовности к самостоятельнойжизни. Предметныерезультатыосвоенияпрограммывключаютосвоенныеобучающимисязнанияиу мения,специфичныедлякаждойобразовательнойобласти,готовностьихприменения.Предметныере зультатыобучающихсясумственнойотсталостьюнеявляютсяосновнымкритериемприпринятиире шенияопереводеобучающегосявследующийкласс,но рассматриваются как одна изсоставляющихприоценке итоговых достижений. АООПопределяетдвауровняовладенияпредметнымирезультатами:минимальныйи достаточный. Минимальныйуровеньявляетсяобязательнымдлябольшинстваобучающихсясумственнойот сталостью.Отсутствиедостиженияэтогоуровняпоотдельнымпредметамнеявляетсяпрепятствиемк продолжениюобразованияподанномувариантупрограммы.Вслучаееслиобучающийсянедостигает минимальногоуровняовладенияповсемилибольшинствуучебныхпредметов,топорекомендацииме дико-психологопедагогическойкомиссиииссогласияродителей(законныхпредставителей)образовательнаяоргани зацияможетперевестиобучающегосянаобучениепоспециальнойиндивидуальнойпрограммеразвит ия. Достаточныйуровеньосвоенияпредметныхрезультатовнеявляетсяобязательнымдлявсехобу чающихся. Минимальныйидостаточныйуровниосвоенияпрограммыпопредмету«мирприроды и человека»в4 классе. Минимальныйуровень: относитьизученныеобъекты к определеннымгруппам (корова- домашнее животное); называтьсходныеобъекты,отнесенныек одной и той жеизучаемойгруппе (фрукты;птицы; зимняя одежда); знатьтребования к режимудня школьникаипониматьнеобходимостьеговыполнения; знатьосновныеправила личной гигиены; иметьпредставленияобэлементарныхправилахбезопасногоповедениявприродеиобществе; Достаточныйуровень: узнавать и называтьизученныеобъекты в натуральном видев естественныхусловиях; относитьизученныеобъектыкопределеннымгруппамсучетомразличныхоснованийдляклас сификации(волк―дикоеживотное,зверь(млекопитающее),животное,санитарлеса); знатьправила гигиеныоргановчувств; проявлять активностьв организациисовместнойдеятельностии ситуативногообщения с детьми;адекватновзаимодействовать с объектамиокружающегомира. Тематическоесодержаниепрограммы. Тема Сезонныеизменения в природе Осень Зима Весна Лето Неживаяприрода Количествочасов 10 3 3 2 2 4 Живаяприрода РастенияЖиво тныеЧеловек Повторение.Безопасноеповедение. 16 6 5 5 3 ИТОГО 33 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕПРЕДМЕТА Сезонные изменения Цель: формированиепонятийоразличныхвременахгода.ИсходяизпричиныдеятельностиСолнца,определятьследствияпризнакивремѐнгода.Обобщениеизакреплениепредставленийожизнирастений,животныхвразныев ременагода.Закреплениепредставленийодеятельностичеловекавсвязиссезоннымиизменениямивпр ироде. Формированиепредставленийоявленияхвнеживойприроде:замерзаниерек(ледостав),иней,изм орозь,моросящийдождь,ледоход,проталина,разлив,ливень,град,роса,туман. Растения и животныев разное время года. Сад,огород, поле, лес в разное время годаДикиеи домашние животныев разное время года. Трудлюдей города и селав разное время года Устанавливаетсявзаимосвязьприродныхизмененийиизмененийвжизнирастений,животных, деятельностичеловека. Неживаяприрода Цель: знакомствоучащихсясосвойствамипочвы,еѐсоставом,значениемдляжизниживотныхичеловека.Фо рмированиеэлементарныхпредставленийосвойствахэлементовпочвы:песка,глины,камней,перегн оя.Формированиепервичныхпредставленийоформахповерхностиземли. Почва.Составпочвы:песок,глина,камни.Простейшиесвойствапочвы,ихзначениедля растений. Способыобработкипочвы: рыхление, полив ит. д. Формыповерхности3емли:равнины,низменности, холмы, горы. Дляизученияпочвынеобходимоиспользоватьнаглядныйматериал(песок,глинуит.д. Живаяприрода Растения Цель:закреплениепредставленийо жизнирастений.Расширитьпредставленияо растениях,выделяятакиегруппырастений,каккультурныеидикорастущие,лекарственные. Показатьрольчеловекавсозданиикультурныхрастений,ихзначениевжизничеловека.Позна комитьучащихсясостроением,жизнью,выращиваниемизначениемдлячеловекарастений поля. Растениясада, огорода,леса,ихсравнение.Растениякультурные и дикорастущие(по 23наиболеераспространѐнных).Уходзацветамивсаду.Лекарственныерастения:календула,з веробой.Редкиерастенияиихохрана.Парк(сквер).Созданиечеловекомпарков.Растенияпол я.Рожь,пшеница,овѐсидр.Уходчеловеказаполевымирастениями,ихзначениевжизничелове ка.Строениеполевыхрастений:корень,стебель-соломина,лист,колос,метѐлка.Влияние сезонных измененийна жизньполевыхрастений. Животные Цель: показать роль и значениедомашнихживотныхвжизничеловека.Познакомитьсработойчеловекапосоздани юновых,полезныхдлянегопородживотных.Познакомитьучащихсясновойгруппой:водопл авающиептицы(дикиеидомашние),сособенностямиихстроения,приспособлением к среде обитания. Домашниеживотные:лошадь,овца,корова,свинья.Разведениечеловекомдомашних,живот ных,уходзаними.Ферма.Разнообразиепороддомашнихживотных.Птицы.Разнообразие птиц.Птицы- друзьясада; охрана птиц. Домашниептицы:курица,гусь,утка.Внешнийвид,повадки,заботаопотомстве.Уходза ними. Дикиептицы:утка,гусь,лебедь.Внешнийвид,образжизни.Сравнениесдомашнимиуткой и гусем. Насекомые.Внешнийвид, образ жизни,питание. Полезныенасекомые.Разведение и использование человеком пчѐл.Пасека.Насекомые-вредители. Приизучениидомашнихживотныхотметитьработучеловекапосозданиюновыхпородживотных, показать,какчеловекиспользуетсвоизнанияоприроде,особенностяхживотныхворганизацииуход аиразведениятогоилииногоживотного.Сравнениедикихидомашнихптицпозволитучителюпоказ атьвзаимосвязьдикойприродыидеятельностичеловека Человек Цель: формированиеэлементарныхпредставленийозначениимозгачеловека,оправильнойорганизации своейжизни.Показатьвзаимосвязьчеловекаиокружающейприроды.Рассказатьонеобходимостиб ережногоотношениякприродекаксредеобитаниячеловека,еѐохране. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок,правильное чередование труда и отдыха. Состояниеприродыиеѐвлияниеназдоровьечеловека.3аботачеловекаочистотеводы,возд уха,заботаоземле.Охранаредкихрастенийиисчезающих,животных.Зоопарк.Заповедник .Лесничество. Повторение Учащиесядолжны усвоитьследующие представления: о земле,еѐсоставе,свойствах,значении для жизнирастений; о растениях поля, сада, ихстроении,использованиичеловеком; одомашнихживотныхиптицахихповадках,образежизни,роличеловекавжизнидом ашнихживотных; о насекомых,ихроливжизниприроды; о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы дляжизнедеятельностичеловека; о взаимосвязяхсезонныхизменений в неживой и живойприроде. Нормыоценок попредмету«Мирприродыичеловека» Приоценкепринимаетсявовниманиеуспешностьовладенияучащимисятехникойчте ния(правильность,беглостьивыразительность)исодержаниемчитаемого(выделениеглавн оймысли,ответынавопросы,пересказ)всоответствииспрограммнымитребованиямипо каждомугодуобучения. «5» «4» - даетправильный, логическизаконченныйо твет сопорой нанепосредственныенаб людения вприродеиокружающем мире; - раскрываетвозмо жныевзаимосвязи,умеет применятьсвоизнания на практике. - даетответ, который восновном соответствуеттребованиям,ус тановленнымдля оценки«5»,ноученикдопускае тотдельныенеточности в изложениифактическогомате риала; - неполно раскрываетвзаимосвязи илииспытываеттрудности в применениизнанийна практике. «3» - излагаетматериал спомощьюнаводящихвопросов учителя; - частичноиспользует вответахнаблюдения в природеи окружающем мире; - ограничиваетсяфрагм ентарнымизложениемфактич ескогоматериала и неможетприменятьсамостоят ельнознаниянапрактике. Календарно-тематическоепланирование«Мирприродыичеловека» 4 класс № Темаурока 1 ВлияниеСолнцан асменувременго да.Признакиосен и Растения и 2 животныеосень ю. 3 Труд людей осенью. 4 Растения. Огород Кол-во Дата Основныевиды часов учебнойдеятельности(на уровнеБУД) Сезонные изменения вприроде.Осень.(3ч.) 1 часть Рассматриваниерисунка.Составлениерассказапосхе ме.Работаскалендарем.Чтениетекстаучебника.Нахо 1 ждениевтекстеи названиеосеннихмесяцев,признаковосени.Определе ниепорисункампризнаковосени.Составлениерасска заобосеннихмесяцах Сравнениерисунков,нахождение различий.Объяснениепричинпризнаковосени.Нахо ждениеиназваниезнакомыхцветов,овощей.Составле 1 ниерассказаобиспользованииовощей.Чтениетекста. Нахождениеобъектовнарисунке.Чтениевопросов,по строениеответов.Разгадываниезагадок.Нахождение и показнарисункезнакомыхобъектов Рассматривание рисунков.Определение объектов нарисунке. Составление рассказа о труде 1 людей.Разучиваниестихотворения.Соста влениерассказаобосенипорисункам.Прослушивание текста,ответынавопросы. Словарная работа (многолетние Живаяприрода.Растения.(3ч.) 2 часть Показобъектанарисунке(поле,огород).Перечислени еинструментовдляперекопкиземли.Беседаобовощах 1 .Словарнаяработа(корнеплоды,овощеводы,теплица) растения,садовыеинструменты). .Чтениетекстаучебника,нахождениеответовнавопро сыв тексте 5 Лес.Ориентиров кавлесу 6 Сад. 7 Почва. Состав почвы. Обработка почвы. Правилаобращ 8 ения ссадовыминстр ументом 9 Песок и глина. 10 Рельеф.Горы,хол мы,равнины,овраг и 1 Чтениетекстаучебника,нахождениеответоввтексте. Перечислениеназванийлиственныхи хвойныхдеревьев.Записьвтетрадь.Словарнаяработа( многолетние,однолетние,клумбы,цветоводы).Нахо ждениенарисункеобъектовприроды,определениезна комыхинезнакомыхобъектов,ихперечисление.Объя снениевыбораобъектаприродыпопризнаку(деревья) .Разгадываниезагадок.Дифференциацияпредметовп опризнаку(деревья,кустарники)Упражненияна ориентировкув пространстве (определениеправо,лево,сзади,спереди).Рассматрива ниеприборовдляориентировкивпространстве(компас ). Чтениетекстаучебника.Показсадовыхинструментовн арисунках,определениеихпредназначения.Записьназ ванийсадовогоинструментавтетрадь,зарисовкаодног 1 оинструмента.Составлениерассказаоправилахисполь зованиясадовогоинструментана основерисунков и текста Неживаяприрода(4ч.) 1 часть Показ объекта природы(планета Земля) на рисунке.Чтениетекстаучебника,ответынавопросыпот ексту.Работас рисунками(нахождение и 1 показобъектов,сравнение объектов). Словарная работа (перегной,плодородный).Чтениетекста учебника,нахождениеответов втексте. Чтениетекстаучебника.Составлениерассказапорисун камобобработкеземливогороде,поле.Записьвтетрадь названийсадовыхинструментов.Практическаяработа напришкольномучастке(перекапываниепочвы)Рассм атриваниеиотборсадовогоинструмента(натуральных 1 объектов).Определение,чеммогутбытьопаснысадовы еинструменты.Формулировкаправилобращенияссад овыминструментом.Записьправилвтетрадь.Зарисовк асадовогоинструмента Опыт:свойствапеска(пропускаетводу,сыпуч)исвойст 1 ваглины(непропускаетводу,пластичная,можноиспол ьзоватьдлялепки).Чтениетекстаучебника.Составлени ерассказаопескесиспользованиемтекстаучебника.Раб отасрисунками(использованиепескаиглины)Изготов лениеподелокизглины Показ на рисунке объектов природы (горы,холмы,вершина).Чтениетекстаучебника,ответ ынавопросы.Сравнение гор, холмов, 1 нахождение сходства иразличий.Зарисовкавтетрадигорихолм ов,подписьназваний Словарная работа (равнины, овраги).Рассматриваниеобъектовприро ды(равнины,овраги)нарисунках,ответына Живаяприрода.Растения.(3ч.) 2 часть вопросы.Зарисовкав тетрадиобъектовприроды(равнина,овраг) 11 Лекарственные растения. Красная книга 12 Растениякультурн ые и дикорастущие. Парки 1 1 1 13 Растенияполей.П олевразноевремя года Признаки зимы 14 Наблюдения зарас тениями 15 16 ижив отнымизимой. Экскурсия. Растения и животныезимой Труд людей Домашниежив отные:лошадь, корова работа(парк,аллея,сквер).Описаниепарка(сквера).Н азываниеизвестныхпарков,расположенныхвблизим естожительства Нахождениезнакомыхобъектовнарисунках,ответын авопросы.Объяснение пословицы.Рассматриваниенатуральных объектов. Составление рассказа ницаи рожь;овесигречиха). Сезонные изменения вприроде.Зима.(3ч.) 1 часть Рассматриваниерисунка.Определениепризнаковзи мы.Объяснениесхем.Чтениетекста,ответынавопрос 1 ы.Составлениерассказаозимнихмесяцахсопоройнар исункиНаблюдатьиделатьзаписивтетрадях.Правиль ноназыватьнаблюдаемыеобъекты 1 1 зимой 17 Слушаниетекстаучебника,нахождениеответоввтекст еучебника.Знакомствослекарственнымирастениями( чтениеназванияиинформациинааптечнойупаковке),с пособомихприменения,срокомгодности.Чтениерасск азаучебника,ответынавопросы.Рассматриваниеиллю страцийоредкихвидахрастенийиживотных,ихописан иеповнешнему виду.Зарисовкавтетрадиодногообъекта. Нахождениеопределениядикорастущихикультурных растений,ответовнавопросывтекстеучебника.Сравне ниерисунков.Словарнаяработа(культурные,дикораст ущие,сорт).Рассматриваниенатуральныхобъектов(яб лок разныхсортов,семян).Словарная 1 Сравнениерисунков.Составлениеописательногорас сказа.Нахождениеобъектовпозаданию.Прослушива ниеичтениетекста.Нахождениеответанавопросывте кстеучебника.Рассматриваниеобъектовнарисунке.Н азываниезнакомыхобъектов.Составлениерассказа о жизни растенийи животныхзимой Ответынавопросыпорисункам.Чтениетекста.Слова рнаяработа(ветеринар).Составлениерассказапорису нкам. Живаяприрода.Животные.(5ч.) 2 часть Чтениеназванийживотныхвтекстеучебника.Показна рисункезнакомыхживотных.Чтениерассказавучебн ике,ответынавопросы.Составлениерассказаобизвест номживотном.Рассматриваниерисункасизображени емлошади,коровы.Выделениечастейтела.Описание животногопоплану.Словарнаяработа(скакун,тяжел овоз).Составлениерассказаобиспользованиилошади ,коровы человеком обизг Свинья, овца. 18 Правила 1 ухода за домашнимиживо тными 19 Птицы.Пользаив ред птиц. Водоплавающие птицы 1 Рассматриваниерисунковсизображениемовцы,свин ьи.Выделениечастейтела.Описаниеживотногопопла ну.Составлениерассказаобиспользованииовцы,свин ьичеловеком.ЗарисовкадомашнегоживотногоРассм атриваниепредметовуходазадомашнимиживотными .Записьназванийпредметоввтетрадь.Составлениепр авилуходазадомашнимиживотнымиповопросам.Чте ниетекста. Ответынавопросыпотексту Показчастейтелаптиц.Составлениеописательногор ассказапоплану.Рассматриваниеиназываниезнаком ыхобъектовнарисунках.Сравнениептицповнешнему виду,средеобитания.Составлениерассказаповопроса мопользеивредептиц.Рассматриваниескворечника,к ормушек,объяснениеихназначения.Чтениетекстауче бника.Ответынавопросыпотексту.Изготовление(вд омашнихусловиях)кормушкидляптиц.Словарнаяра бота (водоплавающиептицы). 20 Дикиеи домашниептицы 21 Насекомые. Пчела. Насекомыевредители 22 Признакивесны. Трудлюдейвесно й 23 Растения и Рассматриваниептицнарисунках.Показиназ ываниезнакомыхобъектов(утка,селезень).Сл оварнаяработа(утка,селезень).Записьназван ийптицвтетрадь.Определениептицпоконтур у.ЗарисовкаконтураптицыНахождениептиц 1 нарисунках.Составлениеописательногорасс каза.Словарнаяработа(курица,петух,цыплят а).Определениезначениякурицыдлячеловека .Сравнениедикихидомашнихптиц.Нахожден иесходстваиразличий.Чтениетекстаучебник а.Нахождениеответовнавопросывтекстеучеб Нахождениеизвестныхнасекомыхнарисунках.Чтен ника иетекста.Ответынавопросы.Отгадываниезагадок.Со ставлениеописательногорассказаонасекомомпоплан 1 у.Рассматриваниеизображенияпчелы.Определениеч астейтелапчелы.Определениепользыпчелыдлячелов ека.Правилаповедениянапасеках.Слушаниерассказа онасекомыхвредителях.Записьназванийнасекомыхв тетрадь,зарисовканасекомого. Сезонные изменения вприроде.Весна.(2ч.) 1 часть Определениепризнаковвесныпорисункам.Наблюде ниезапогодой.Работапосхемам.Чтениетекста,ответ ынавопросы.Определениесвойствобъектапорисунк 1 усдоказательствомвыбора.Отгадываниезагадок.Сос тавлениерассказаотруделюдей.Словарнаяработа(мн оголетниерастения,садовые инструменты). 1 животные весной 24 Человек. 1 Мозг человека Сравнениерисунков.Отработканазванийвесеннихцв етов.Нахождениевтекстеобъектовприроды.Составл ениерассказаожизниживотных.Зарисовкамуравейни ка в тетрадь.Названиедетенышейживотных Живаяприрода.Человек.(5ч.) 2 часть Показ на схеме частей тела человека.Чтение текстаучебника. Рассматривание рисун 25 Профилактикатр авмголовногомоз га 1 1 Режим 26 дня. Часы. Профилактика переутомления 27 Охранаприр оды. Загрязнение воздуха. 28 29 1 Охранажив отных. Заповедник. Зоопарк. Признакилета.Тр удлюдейлетом загрязнение воздуха (воды, почвы). Чтение текстаучебника,выделение ответов на вопросы. Определение понятиязаповедник.Чтение понятия втексте.Записьпонятиявтетрадь.Составлениерассказ ао занятиях людей, работающих в 1 заповедниках,лесничествах. Словарная работа (заповедник,лесничество).Слушаниерассказауч ителяоживотныхзоопарка Сезонные изменения вприроде.Лето.(2ч.) 1 часть Работасосхемами.Чтениерассказа,ответынавопросы .Нахождениевтекстеопределенийявленийприроды. 1 Определениевесеннихмесяцевпорисункам.Нахожде ние признаков объекта 1 30 Растения и животныелетом 31 Правилаповедени я дома и вшколе Чтениетекстаучебника.Определениеправилпрофил актикитравм.Записьправилпрофилактикивтетрадь. Объяснениепорисункамправильногоинеправильног оповедения.Зарисовкаиллюстрацииправильногопов едения Работасосхемойчастейсуток.Определениезанятийв разноевремясуток.Чтениетекстаучебника.Выделени еответовнавопросывтекстеучебника.Составлениера ссказаолюбимомзанятиивечером.Определениепред назначениячасов(будильник,настенные,ручные,пес очные).Практическаяработапоопределениювремени .Составлениережимадня,записьвтетрадьПрактическ оеразучиваниефизкультминуткидляпрофилактикип ереутомления. Выявлениепричинзагрязнениявоздуха,водыипочвы порисункам.Определениедействийчеловекапоочист кевоздуха,водыипочвы.Придумываниепиктограмм, условныхзнаков,запрещающих Называниезнакомыхрастенийинасекомых.Определ ениеиразучиваниеназванийрастенийсадаиогорода.З арисовкарастений.Работасостихотворнымтекстом.С оставлениерассказаоживотныхсопоройнарисунки,п оопорномуплану.Составлениерассказаоферме Повторение.Безопасноеповедение. (3ч.) 2 часть Определениеправильногоповеденияпоиллюстраци ям.Составлениерассказаобезопасномповедении.Вы борправильногоповедениявстихотворномтексте.Зау чиваниетелефоновэкстреннойпомощи.Правилапове 1 денияприбеседепотелефону.Игра«Телефонныйзвон ок».Ответынавопросы.Разыгрываниеситуацийпопр авиламповедениявшколе.Составлениерассказапопр авиламповедениявшколе.Рисунок«Какправильнове стисебянауроке» порис ПДД. 32 33 Дорога. Пешеходныйпер еход Транспорт.Мы – пассажиры Повторение изученного 1 1 Определениечастейдорогпорисунку.Работасопорны мисловами(проезжаячасть,полосадвижения,трамва йныепути,тротуар).Ответынавопросы.Чтениеиразуч иваниеправилповедениянадороге.Практическаяотра боткаправилповедениянадороге.Рассматривание иллюстраций. Нахождениепредложения в тексте позаданиюучителя. Прослушивание текста. Работа сопорнымисловами(пассажирский транспорт, автобус, троллейбус,трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождениеобъектовнаиллюстрациях.Ч тениеправилповедениявобщественном транспорте. Практическая Обобщать и систематизироватьзнания отработкаправилповедениявтранспортеи общественныхместах(экскурсия)