Мир природы и человека 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1п.Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Мир природы и человека
начальное общее образование (для обучающихся с УО)
4 класс

п. Пелым

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), пример Адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МКОУ СОШ №1 на 2024-2025 учебный
год.
Курс«Мир
природы
и
человека»
длядетейсумственнойотсталостьюявляетсяначальнымзвеномформированияестествоведческих
знаний,пропедевтическимэтапомразвитияпонятийногомышлениянаматериалесведенийоживо
йинеживойприроде.
Живоймиркакпредметпоразвитиюречидолженобогащатьиразвиватьактивныйсловарныйзап
ас.Наурокахучащиесядолжнысоставлятьпростыепредложения,сложныепредложенияссоюзами,и
описыватьподруководствомучителяпредметыиявленияприроды.
Основнаяцельпредмета«Мирприродыичеловека»заключаетсявформированиипервоначаль
ныхзнанийоживойинеживойприроде;пониманиипростейшихвзаимосвязей,существующихмежду
миромприродыичеловека.Формированиеосновыдляизучениявдальнейшемпредметов«Естествозн
ание»и«География»,созданиепреемственнойсистемызнаний междуназваннымипредметами.
Задачипрограммыобучения:
- уточнить имеющиесяудетейпредставленияоживой инеживой природе,датьновые
знанияобосновныхееэлементах;
- наосновенаблюденийипростейшихопытныхдействийрасширитьпредставленияовзаимос
вязиживойинеживойприроды,формахприспособленностиживогомира;
- выработатьумениенаблюдатьприродныеявления,сравниватьих,составлятьустныеописа
ния,использоватьвречиитогинаблюдений;
- сформироватьзнанияучащихсяоприродесвоегокрая;
- сформироватьпервоначальныесведенияоприродоохраннойдеятельностичеловека,научи
тьучащихсябережномуотношениюкприроде.
Реализацияпрограммыосуществляетсясучетомособенностей
развитияобучающихсяVIIIвида.Компенсациянедостатковпсихофизическогоразвитиядостигаетсяп
утеморганизацииразноуровнегообучения,сучетомвозможностейвоспитанников,сиспользованиеми
ндивидуальногоидифференцированногоподхода.Присутствуетэмоциональноблагоприятныйклиматавклассе,разнообразиеформучебнойдеятельности,ситуацияуспеха,различны
евидовпомощи,стимуляцияпознавательнойактивности,использование
игровыхприемов,дидактических игр.
При реализациипрограммыиспользуютсяследующие технологии обучения:
 Технологияпроблемногодиалога;
 Технологияоцениванияобразовательныхдостижений;
 Здоровьесберегающиетехнологииобучения;
 Игровыетехнологии;
 Технологиидифференцированного ииндивидуальногоподхода;
Используемыетипыуроков:урок-открытияновогознания,урокисследование,уроккомплексногопримененияобщеучебныхумений,актуализацияобщеучебныхуме
ний,уроксистематизациии обобщения,комбинированныйурок.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков
на базовомуровне,чтосоответствуетОбразовательнойпрограмме школы.
Курс"Живоймир"вспециальномобразовательномучрежденииVIIIвидаявляетсяначальнымзв
еномформированияестествоведческихзнаний,пропедевтическимэтапомразвитияуучащихсямладш
ихклассовпонятийногомышлениянаматериалесведенийонеживой и живойприроде.
Новыйпроектучебногопланадля

специальнойшколыпредполагаетбазовыйблокдисциплин:“Живоймир”,“Естествознание”,“Геогра
фия”,“Человекиегосреда"призванныхобеспечитьучащихсязнаниями,раскрывающимивзаимосвязь
иединствовсехэлементовприродывихнепрерывномизменениииразвитии.Спецификаинтеллектуал
ьногодефектаучащихсяспециальнойшколы(класса)недаетвозможностизакладыватьвпрограммусв
едения о сложныхявленияхв неорганическом и органическом мире.
С одной стороны,содержание дисциплины“Живоймир” базируетсяна
знакомыхдетямобъектахиявленияхокружающегомираидаетвозможностьпостепенноуглублятьсве
дения,раскрывающиепричинные,следственные,временныеидругиесвязимеждуобъектами,явления
ми и состояниями природы.
Сдругойстороны,курсэлементарногоприродоведениявмладшихклассах(14)специальнойшколыдолжензаложитьосновыдляизучениявдальнейшемтакихбазовыхпредметовк
ак“Естествознание”и“География”,создатьпреемственнуюсистемузнаниймеждуназваннымипредм
етами.
Планирование коррекционной работы
по программе «Мир природы и человека» в 4 классе
1. Развитие зрительного восприятияи зрительнойпамяти:
- развитие зрительнойпамяти и зрительноговосприятияприизученииучебногоматериала;
-развитиеспособностиобобщать и делатьвыводыпри наблюденияхи проведенииэкскурсии;
2. Развитие слуховоговосприятия и слуховойпамяти:
- развитиеслуховой,зрительнойпамяти,уменияиспользоватьзапоминанияиприпоминанияпри
закрепленииматериала;
-коррекциявосприятиявремени,пространственноговосприятияпри проведенииэкскурсии;
3. Развитиеимпрессивнойречи:
- формированиеуменийслушатьречьотвечающихиучителя;
- развитиеумения выполнять определенныезадания к рассказам вустнойформе;
4. Формированиеэкспрессивнойречи:
- устранятьнедоразвитие словарячерезтолкование новых незнакомыхслов;
- подборсинонимов,антонимов;
- обогащениесловаряприлагательными;
- работанадпредложением;
- развитиекоммуникативнойфункцииречи;
5. Коррекциямышления.
- совершенствовать навыкииуменияделатьвыводы присоставлениирассказа;
- использоватьразвивающиеупражнения,помогающие исключитьилиобобщить;
- обучатьприемамумственнойработы(сравнениепризнаков,группировкаматериала,анализуизуче
нного) приизучениипредметов и явленийокружающейдействительности;
- развитие логическогомышления навсехэтапахурока;
6. Коррекцияпознавательнойдеятельности:
- активизироватьпознавательнуюдеятельностьразвивающимивопросами,нестандартнымизадания
ми во времябеседы;
-развиватьнаблюдательность,способностьпониматьглавноеввоспринимаемомучебномматериале;
- создание проблемных ситуаций,частичногопоиска припроведенииэкскурсий;
- вовлечениевтворческуюработувсегоклассасучетомдифференцированногоподходакучащимся
во времяпрактическихработ;
- вовлекатьучащихсявтворческиезадания:отгадываниеребусов,кроссвордов,составлениерассказо
в и т.д.
7. Коррекциянарушенийи развитие эмоционально-личностнойсферы:
- развитие эмоционально-волевойсферыучащихсяприработе надвыразительностью;
- релаксационныеупражнения для мимикимышц и снятия эмоциональногонапряжения;
- критическаясамооценкасамогосебяисвоиходноклассниковприучастиивкласснойидомашнейраб
оте.
Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета










Природакакодна изоснов здоровой и гармоничнойжизни человека и общества.
Культуракакпроцессирезультатчеловеческойжизнедеятельностивовсѐммногообразииеѐфо
рм.
Наукакак частькультуры,отражающеечеловеческоестремлениек истине,к
познаниюзакономерностейокружающегомираприродыи социума.
Патриотизмкакодноизпроявленийдуховнойзрелостичеловека,выражающейсявлюбвикРосс
ии,народу.
Семья какосновадуховно-нравственногоразвитияи воспитания личности.
Труд и творчествокакотличительныечертыдуховно и нравственноразвитойличности.
Здоровыйобразжизнивединствесоставляющих:здоровьефизическое,психическое,духовнои
социально-нравственное.
Нравственныйвыбори ответственностьчеловекав отношениик природе,историкокультурномунаследию, к самомусебе иокружающим людям.

Личностныеи предметныерезультатыосвоенияучебногопредмета
Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадлежитличностнымрезультатам,по
сколькуименноониобеспечиваютовладениекомплексомсоциальных(жизненных)компетенций,нео
бходимыхдлядостиженияосновнойцелисовременногообразования―введенияобучающихсясумст
веннойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)
вкультуру,овладениеимисоциокультурнымопытом.
Личностныерезультатыосвоенияпрограммыпопредметумирприродыичеловекав
4 классе включают индивидуально-личностныекачестваи
социальные(жизненные)компетенцииобучающегося,социальнозначимыеценностныеустановки:
1)
осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувства гордости за
своюРодину,российскийнарод иисториюРоссии.
2)
формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историикультуредругихнародов;
3)
развитиеадекватныхпредставленийо собственныхвозможностях,о насущнонеобходимом
жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
иразвивающемсямире;
5)
овладение социально-бытовымиумениями,используемыми в повседневнойжизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социальноговзаимодействия;
7)
способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем,принятиесоответству
ющихвозрастуценностей и социальныхролей;
принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,формированиеиразвитиесоциальнозначимых
мотивовучебнойдеятельности;
8)
развитиенавыковсотрудничествасвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуация
х;
9)
формирование эстетическихпотребностей,ценностей и чувств; 1
10)
развитие этическихчувств,доброжелательности и эмоциональнонравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствам другихлюдей.
11) формированиеустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктворческо
мутруду, работе на результат, бережномуотношению к материальными духовнымценностям;
12) формирование готовности к самостоятельнойжизни.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывключаютосвоенныеобучающимисязнанияиу
мения,специфичныедлякаждойобразовательнойобласти,готовностьихприменения.Предметныере
зультатыобучающихсясумственнойотсталостьюнеявляютсяосновнымкритериемприпринятиире
шенияопереводеобучающегосявследующийкласс,но
рассматриваются
как
одна
изсоставляющихприоценке итоговых достижений.
АООПопределяетдвауровняовладенияпредметнымирезультатами:минимальныйи
достаточный.
Минимальныйуровеньявляетсяобязательнымдлябольшинстваобучающихсясумственнойот
сталостью.Отсутствиедостиженияэтогоуровняпоотдельнымпредметамнеявляетсяпрепятствиемк
продолжениюобразованияподанномувариантупрограммы.Вслучаееслиобучающийсянедостигает
минимальногоуровняовладенияповсемилибольшинствуучебныхпредметов,топорекомендацииме

дико-психологопедагогическойкомиссиииссогласияродителей(законныхпредставителей)образовательнаяоргани
зацияможетперевестиобучающегосянаобучениепоспециальнойиндивидуальнойпрограммеразвит
ия.
Достаточныйуровеньосвоенияпредметныхрезультатовнеявляетсяобязательнымдлявсехобу
чающихся.
Минимальныйидостаточныйуровниосвоенияпрограммыпопредмету«мирприроды
и
человека»в4 классе.
Минимальныйуровень:
 относитьизученныеобъекты к определеннымгруппам (корова- домашнее животное);
 называтьсходныеобъекты,отнесенныек одной и той
жеизучаемойгруппе (фрукты;птицы; зимняя одежда);
 знатьтребования к режимудня
школьникаипониматьнеобходимостьеговыполнения;
 знатьосновныеправила личной гигиены;
 иметьпредставленияобэлементарныхправилахбезопасногоповедениявприродеиобществе;
Достаточныйуровень:
 узнавать и называтьизученныеобъекты в натуральном видев естественныхусловиях;
 относитьизученныеобъектыкопределеннымгруппамсучетомразличныхоснованийдляклас
сификации(волк―дикоеживотное,зверь(млекопитающее),животное,санитарлеса);
 знатьправила гигиеныоргановчувств;
 проявлять активностьв организациисовместнойдеятельностии ситуативногообщения с
детьми;адекватновзаимодействовать с объектамиокружающегомира.
Тематическоесодержаниепрограммы.
Тема
Сезонныеизменения в природе
Осень
Зима
Весна
Лето
Неживаяприрода

Количествочасов
10
3
3
2
2
4

Живаяприрода
РастенияЖиво
тныеЧеловек
Повторение.Безопасноеповедение.

16
6
5
5
3

ИТОГО

33

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕПРЕДМЕТА
Сезонные изменения
Цель:
формированиепонятийоразличныхвременахгода.ИсходяизпричиныдеятельностиСолнца,определятьследствияпризнакивремѐнгода.Обобщениеизакреплениепредставленийожизнирастений,животныхвразныев
ременагода.Закреплениепредставленийодеятельностичеловекавсвязиссезоннымиизменениямивпр

ироде.
Формированиепредставленийоявленияхвнеживойприроде:замерзаниерек(ледостав),иней,изм
орозь,моросящийдождь,ледоход,проталина,разлив,ливень,град,роса,туман.
Растения и животныев разное время года. Сад,огород, поле, лес в разное время годаДикиеи
домашние животныев разное время года.
Трудлюдей города и селав разное время года
Устанавливаетсявзаимосвязьприродныхизмененийиизмененийвжизнирастений,животных,
деятельностичеловека.
Неживаяприрода
Цель:
знакомствоучащихсясосвойствамипочвы,еѐсоставом,значениемдляжизниживотныхичеловека.Фо
рмированиеэлементарныхпредставленийосвойствахэлементовпочвы:песка,глины,камней,перегн
оя.Формированиепервичныхпредставленийоформахповерхностиземли.
Почва.Составпочвы:песок,глина,камни.Простейшиесвойствапочвы,ихзначениедля растений.
Способыобработкипочвы: рыхление, полив ит. д.
Формыповерхности3емли:равнины,низменности, холмы, горы.
Дляизученияпочвынеобходимоиспользоватьнаглядныйматериал(песок,глинуит.д.
Живаяприрода
Растения
Цель:закреплениепредставленийо жизнирастений.Расширитьпредставленияо
растениях,выделяятакиегруппырастений,каккультурныеидикорастущие,лекарственные.
Показатьрольчеловекавсозданиикультурныхрастений,ихзначениевжизничеловека.Позна
комитьучащихсясостроением,жизнью,выращиваниемизначениемдлячеловекарастений
поля.
Растениясада, огорода,леса,ихсравнение.Растениякультурные и дикорастущие(по 23наиболеераспространѐнных).Уходзацветамивсаду.Лекарственныерастения:календула,з
веробой.Редкиерастенияиихохрана.Парк(сквер).Созданиечеловекомпарков.Растенияпол
я.Рожь,пшеница,овѐсидр.Уходчеловеказаполевымирастениями,ихзначениевжизничелове
ка.Строениеполевыхрастений:корень,стебель-соломина,лист,колос,метѐлка.Влияние
сезонных измененийна жизньполевыхрастений.
Животные
Цель:
показать
роль
и
значениедомашнихживотныхвжизничеловека.Познакомитьсработойчеловекапосоздани
юновых,полезныхдлянегопородживотных.Познакомитьучащихсясновойгруппой:водопл
авающиептицы(дикиеидомашние),сособенностямиихстроения,приспособлением к среде
обитания.
Домашниеживотные:лошадь,овца,корова,свинья.Разведениечеловекомдомашних,живот
ных,уходзаними.Ферма.Разнообразиепороддомашнихживотных.Птицы.Разнообразие
птиц.Птицы- друзьясада; охрана птиц.

Домашниептицы:курица,гусь,утка.Внешнийвид,повадки,заботаопотомстве.Уходза ними.
Дикиептицы:утка,гусь,лебедь.Внешнийвид,образжизни.Сравнениесдомашнимиуткой и гусем.
Насекомые.Внешнийвид, образ жизни,питание.
Полезныенасекомые.Разведение и использование человеком
пчѐл.Пасека.Насекомые-вредители.
Приизучениидомашнихживотныхотметитьработучеловекапосозданиюновыхпородживотных,
показать,какчеловекиспользуетсвоизнанияоприроде,особенностяхживотныхворганизацииуход
аиразведениятогоилииногоживотного.Сравнениедикихидомашнихптицпозволитучителюпоказ
атьвзаимосвязьдикойприродыидеятельностичеловека
Человек
Цель:
формированиеэлементарныхпредставленийозначениимозгачеловека,оправильнойорганизации
своейжизни.Показатьвзаимосвязьчеловекаиокружающейприроды.Рассказатьонеобходимостиб
ережногоотношениякприродекаксредеобитаниячеловека,еѐохране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок,правильное чередование труда и отдыха.
Состояниеприродыиеѐвлияниеназдоровьечеловека.3аботачеловекаочистотеводы,возд
уха,заботаоземле.Охранаредкихрастенийиисчезающих,животных.Зоопарк.Заповедник
.Лесничество. Повторение
Учащиесядолжны усвоитьследующие представления:

о земле,еѐсоставе,свойствах,значении для жизнирастений;

о растениях поля, сада, ихстроении,использованиичеловеком;

одомашнихживотныхиптицахихповадках,образежизни,роличеловекавжизнидом
ашнихживотных;

о насекомых,ихроливжизниприроды;

о взаимодействии человека и природы, значении состояния
природы
дляжизнедеятельностичеловека;

о взаимосвязяхсезонныхизменений в неживой и живойприроде.

Нормыоценок попредмету«Мирприродыичеловека»
Приоценкепринимаетсявовниманиеуспешностьовладенияучащимисятехникойчте

ния(правильность,беглостьивыразительность)исодержаниемчитаемого(выделениеглавн
оймысли,ответынавопросы,пересказ)всоответствииспрограммнымитребованиямипо
каждомугодуобучения.
«5»

«4»

- даетправильный,
логическизаконченныйо
твет сопорой
нанепосредственныенаб
людения
вприродеиокружающем
мире;
- раскрываетвозмо
жныевзаимосвязи,умеет
применятьсвоизнания на
практике.

- даетответ, который
восновном
соответствуеттребованиям,ус
тановленнымдля
оценки«5»,ноученикдопускае
тотдельныенеточности в
изложениифактическогомате
риала;
- неполно
раскрываетвзаимосвязи
илииспытываеттрудности в
применениизнанийна
практике.

«3»
- излагаетматериал
спомощьюнаводящихвопросов
учителя;
- частичноиспользует
вответахнаблюдения в
природеи окружающем мире;
- ограничиваетсяфрагм
ентарнымизложениемфактич
ескогоматериала и
неможетприменятьсамостоят
ельнознаниянапрактике.

Календарно-тематическоепланирование«Мирприродыичеловека» 4 класс

№

Темаурока

1

ВлияниеСолнцан
асменувременго
да.Признакиосен
и

Растения
и

2
животныеосень
ю.

3

Труд
людей
осенью.

4

Растения.
Огород

Кол-во Дата
Основныевиды
часов
учебнойдеятельности(на уровнеБУД)
Сезонные изменения вприроде.Осень.(3ч.)
1 часть
Рассматриваниерисунка.Составлениерассказапосхе
ме.Работаскалендарем.Чтениетекстаучебника.Нахо
1
ждениевтекстеи
названиеосеннихмесяцев,признаковосени.Определе
ниепорисункампризнаковосени.Составлениерасска
заобосеннихмесяцах
Сравнениерисунков,нахождение
различий.Объяснениепричинпризнаковосени.Нахо
ждениеиназваниезнакомыхцветов,овощей.Составле
1
ниерассказаобиспользованииовощей.Чтениетекста.
Нахождениеобъектовнарисунке.Чтениевопросов,по
строениеответов.Разгадываниезагадок.Нахождение
и показнарисункезнакомыхобъектов
Рассматривание рисунков.Определение объектов
нарисунке. Составление рассказа о труде
1
людей.Разучиваниестихотворения.Соста
влениерассказаобосенипорисункам.Прослушивание
текста,ответынавопросы. Словарная работа
(многолетние
Живаяприрода.Растения.(3ч.)
2 часть
Показобъектанарисунке(поле,огород).Перечислени
еинструментовдляперекопкиземли.Беседаобовощах
1
.Словарнаяработа(корнеплоды,овощеводы,теплица)
растения,садовыеинструменты).
.Чтениетекстаучебника,нахождениеответовнавопро
сыв тексте

5

Лес.Ориентиров
кавлесу

6 Сад.

7 Почва.
Состав
почвы.
Обработка
почвы.
Правилаобращ
8 ения
ссадовыминстр
ументом

9 Песок и глина.

10

Рельеф.Горы,хол
мы,равнины,овраг
и

1

Чтениетекстаучебника,нахождениеответоввтексте.
Перечислениеназванийлиственныхи
хвойныхдеревьев.Записьвтетрадь.Словарнаяработа(
многолетние,однолетние,клумбы,цветоводы).Нахо
ждениенарисункеобъектовприроды,определениезна
комыхинезнакомыхобъектов,ихперечисление.Объя
снениевыбораобъектаприродыпопризнаку(деревья)
.Разгадываниезагадок.Дифференциацияпредметовп
опризнаку(деревья,кустарники)Упражненияна
ориентировкув пространстве

(определениеправо,лево,сзади,спереди).Рассматрива
ниеприборовдляориентировкивпространстве(компас
).
Чтениетекстаучебника.Показсадовыхинструментовн
арисунках,определениеихпредназначения.Записьназ
ванийсадовогоинструментавтетрадь,зарисовкаодног
1
оинструмента.Составлениерассказаоправилахисполь
зованиясадовогоинструментана основерисунков и
текста
Неживаяприрода(4ч.)
1 часть
Показ объекта природы(планета Земля) на
рисунке.Чтениетекстаучебника,ответынавопросыпот
ексту.Работас рисунками(нахождение и
1
показобъектов,сравнение объектов). Словарная
работа
(перегной,плодородный).Чтениетекста
учебника,нахождениеответов втексте.
Чтениетекстаучебника.Составлениерассказапорисун
камобобработкеземливогороде,поле.Записьвтетрадь
названийсадовыхинструментов.Практическаяработа
напришкольномучастке(перекапываниепочвы)Рассм
атриваниеиотборсадовогоинструмента(натуральных
1
объектов).Определение,чеммогутбытьопаснысадовы
еинструменты.Формулировкаправилобращенияссад
овыминструментом.Записьправилвтетрадь.Зарисовк
асадовогоинструмента
Опыт:свойствапеска(пропускаетводу,сыпуч)исвойст
1
ваглины(непропускаетводу,пластичная,можноиспол
ьзоватьдлялепки).Чтениетекстаучебника.Составлени
ерассказаопескесиспользованиемтекстаучебника.Раб
отасрисунками(использованиепескаиглины)Изготов
лениеподелокизглины
Показ на рисунке объектов природы
(горы,холмы,вершина).Чтениетекстаучебника,ответ
ынавопросы.Сравнение
гор, холмов,
1
нахождение сходства
иразличий.Зарисовкавтетрадигорихолм
ов,подписьназваний Словарная
работа
(равнины,
овраги).Рассматриваниеобъектовприро
ды(равнины,овраги)нарисунках,ответына
Живаяприрода.Растения.(3ч.)
2 часть
вопросы.Зарисовкав
тетрадиобъектовприроды(равнина,овраг)

11

Лекарственные
растения.
Красная книга

12

Растениякультурн
ые
и
дикорастущие.
Парки

1

1

1
13

Растенияполей.П
олевразноевремя
года

Признаки
зимы
14

Наблюдения
зарас
тениями

15

16

ижив
отнымизимой.
Экскурсия.
Растения
и
животныезимой
Труд
людей

Домашниежив
отные:лошадь,
корова

работа(парк,аллея,сквер).Описаниепарка(сквера).Н
азываниеизвестныхпарков,расположенныхвблизим
естожительства
Нахождениезнакомыхобъектовнарисунках,ответын
авопросы.Объяснение
пословицы.Рассматриваниенатуральных
объектов.
Составление рассказа
ницаи рожь;овесигречиха).

Сезонные изменения вприроде.Зима.(3ч.) 1 часть
Рассматриваниерисунка.Определениепризнаковзи
мы.Объяснениесхем.Чтениетекста,ответынавопрос
1
ы.Составлениерассказаозимнихмесяцахсопоройнар
исункиНаблюдатьиделатьзаписивтетрадях.Правиль
ноназыватьнаблюдаемыеобъекты

1

1

зимой

17

Слушаниетекстаучебника,нахождениеответоввтекст
еучебника.Знакомствослекарственнымирастениями(
чтениеназванияиинформациинааптечнойупаковке),с
пособомихприменения,срокомгодности.Чтениерасск
азаучебника,ответынавопросы.Рассматриваниеиллю
страцийоредкихвидахрастенийиживотных,ихописан
иеповнешнему
виду.Зарисовкавтетрадиодногообъекта.
Нахождениеопределениядикорастущихикультурных
растений,ответовнавопросывтекстеучебника.Сравне
ниерисунков.Словарнаяработа(культурные,дикораст
ущие,сорт).Рассматриваниенатуральныхобъектов(яб
лок разныхсортов,семян).Словарная

1

Сравнениерисунков.Составлениеописательногорас
сказа.Нахождениеобъектовпозаданию.Прослушива
ниеичтениетекста.Нахождениеответанавопросывте
кстеучебника.Рассматриваниеобъектовнарисунке.Н
азываниезнакомыхобъектов.Составлениерассказа о
жизни растенийи животныхзимой
Ответынавопросыпорисункам.Чтениетекста.Слова
рнаяработа(ветеринар).Составлениерассказапорису
нкам.
Живаяприрода.Животные.(5ч.)
2 часть
Чтениеназванийживотныхвтекстеучебника.Показна
рисункезнакомыхживотных.Чтениерассказавучебн
ике,ответынавопросы.Составлениерассказаобизвест
номживотном.Рассматриваниерисункасизображени
емлошади,коровы.Выделениечастейтела.Описание
животногопоплану.Словарнаяработа(скакун,тяжел
овоз).Составлениерассказаобиспользованиилошади
,коровы человеком

обизг

Свинья,
овца.

18
Правила

1
ухода

за
домашнимиживо
тными

19

Птицы.Пользаив
ред птиц.
Водоплавающие
птицы

1

Рассматриваниерисунковсизображениемовцы,свин
ьи.Выделениечастейтела.Описаниеживотногопопла
ну.Составлениерассказаобиспользованииовцы,свин
ьичеловеком.ЗарисовкадомашнегоживотногоРассм
атриваниепредметовуходазадомашнимиживотными
.Записьназванийпредметоввтетрадь.Составлениепр
авилуходазадомашнимиживотнымиповопросам.Чте
ниетекста. Ответынавопросыпотексту
Показчастейтелаптиц.Составлениеописательногор
ассказапоплану.Рассматриваниеиназываниезнаком
ыхобъектовнарисунках.Сравнениептицповнешнему
виду,средеобитания.Составлениерассказаповопроса
мопользеивредептиц.Рассматриваниескворечника,к
ормушек,объяснениеихназначения.Чтениетекстауче
бника.Ответынавопросыпотексту.Изготовление(вд
омашнихусловиях)кормушкидляптиц.Словарнаяра
бота (водоплавающиептицы).


20

Дикиеи
домашниептицы

21

Насекомые.
Пчела.
Насекомыевредители

22

Признакивесны.
Трудлюдейвесно
й

23

Растения
и

Рассматриваниептицнарисунках.Показиназ
ываниезнакомыхобъектов(утка,селезень).Сл
оварнаяработа(утка,селезень).Записьназван
ийптицвтетрадь.Определениептицпоконтур
у.ЗарисовкаконтураптицыНахождениептиц
1
нарисунках.Составлениеописательногорасс
каза.Словарнаяработа(курица,петух,цыплят
а).Определениезначениякурицыдлячеловека
.Сравнениедикихидомашнихптиц.Нахожден
иесходстваиразличий.Чтениетекстаучебник
а.Нахождениеответовнавопросывтекстеучеб
Нахождениеизвестныхнасекомыхнарисунках.Чтен
ника
иетекста.Ответынавопросы.Отгадываниезагадок.Со
ставлениеописательногорассказаонасекомомпоплан
1
у.Рассматриваниеизображенияпчелы.Определениеч
астейтелапчелы.Определениепользыпчелыдлячелов
ека.Правилаповедениянапасеках.Слушаниерассказа
онасекомыхвредителях.Записьназванийнасекомыхв
тетрадь,зарисовканасекомого.
Сезонные изменения
вприроде.Весна.(2ч.) 1 часть
Определениепризнаковвесныпорисункам.Наблюде
ниезапогодой.Работапосхемам.Чтениетекста,ответ
ынавопросы.Определениесвойствобъектапорисунк
1
усдоказательствомвыбора.Отгадываниезагадок.Сос
тавлениерассказаотруделюдей.Словарнаяработа(мн
оголетниерастения,садовые инструменты).

1

животные
весной
24

Человек.

1
Мозг

человека

Сравнениерисунков.Отработканазванийвесеннихцв
етов.Нахождениевтекстеобъектовприроды.Составл
ениерассказаожизниживотных.Зарисовкамуравейни
ка в тетрадь.Названиедетенышейживотных
Живаяприрода.Человек.(5ч.)
2 часть
Показ на схеме частей тела человека.Чтение
текстаучебника.
Рассматривание

рисун

25

Профилактикатр
авмголовногомоз
га

1

1
Режим
26

дня.
Часы.
Профилактика
переутомления

27

Охранаприр
оды.
Загрязнение
воздуха.

28

29

1

Охранажив
отных.
Заповедник.
Зоопарк.

Признакилета.Тр
удлюдейлетом

загрязнение воздуха (воды, почвы). Чтение
текстаучебника,выделение ответов на
вопросы.
Определение понятиязаповедник.Чтение понятия
втексте.Записьпонятиявтетрадь.Составлениерассказ
ао занятиях людей, работающих в
1
заповедниках,лесничествах.
Словарная
работа
(заповедник,лесничество).Слушаниерассказауч
ителяоживотныхзоопарка
Сезонные изменения
вприроде.Лето.(2ч.) 1 часть
Работасосхемами.Чтениерассказа,ответынавопросы
.Нахождениевтекстеопределенийявленийприроды.
1
Определениевесеннихмесяцевпорисункам.Нахожде
ние
признаков
объекта

1
30

Растения
и
животныелетом

31

Правилаповедени
я
дома
и вшколе

Чтениетекстаучебника.Определениеправилпрофил
актикитравм.Записьправилпрофилактикивтетрадь.
Объяснениепорисункамправильногоинеправильног
оповедения.Зарисовкаиллюстрацииправильногопов
едения
Работасосхемойчастейсуток.Определениезанятийв
разноевремясуток.Чтениетекстаучебника.Выделени
еответовнавопросывтекстеучебника.Составлениера
ссказаолюбимомзанятиивечером.Определениепред
назначениячасов(будильник,настенные,ручные,пес
очные).Практическаяработапоопределениювремени
.Составлениережимадня,записьвтетрадьПрактическ
оеразучиваниефизкультминуткидляпрофилактикип
ереутомления.
Выявлениепричинзагрязнениявоздуха,водыипочвы
порисункам.Определениедействийчеловекапоочист
кевоздуха,водыипочвы.Придумываниепиктограмм,
условныхзнаков,запрещающих

Называниезнакомыхрастенийинасекомых.Определ
ениеиразучиваниеназванийрастенийсадаиогорода.З
арисовкарастений.Работасостихотворнымтекстом.С
оставлениерассказаоживотныхсопоройнарисунки,п
оопорномуплану.Составлениерассказаоферме

Повторение.Безопасноеповедение. (3ч.) 2 часть
Определениеправильногоповеденияпоиллюстраци
ям.Составлениерассказаобезопасномповедении.Вы
борправильногоповедениявстихотворномтексте.Зау
чиваниетелефоновэкстреннойпомощи.Правилапове
1
денияприбеседепотелефону.Игра«Телефонныйзвон
ок».Ответынавопросы.Разыгрываниеситуацийпопр
авиламповедениявшколе.Составлениерассказапопр
авиламповедениявшколе.Рисунок«Какправильнове
стисебянауроке»

порис

ПДД.
32

33

Дорога.
Пешеходныйпер
еход

Транспорт.Мы
– пассажиры

Повторение
изученного

1

1

Определениечастейдорогпорисунку.Работасопорны
мисловами(проезжаячасть,полосадвижения,трамва
йныепути,тротуар).Ответынавопросы.Чтениеиразуч
иваниеправилповедениянадороге.Практическаяотра
боткаправилповедениянадороге.Рассматривание
иллюстраций.
Нахождениепредложения в
тексте
позаданиюучителя.
Прослушивание
текста. Работа
сопорнымисловами(пассажирский
транспорт,
автобус,
троллейбус,трамвай, метро,
водитель,
кондуктор).
Нахождениеобъектовнаиллюстрациях.Ч
тениеправилповедениявобщественном
транспорте.
Практическая
Обобщать и
систематизироватьзнания
отработкаправилповедениявтранспортеи
общественныхместах(экскурсия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».