Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2023г. Вводится в действие с 01.09.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2023-2024 учебный год Логопедия 3 класс Пелым,2023 Пояснительная записка Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Цель и задачи программы Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи. Основные задачи программы: Создать условия для формирования правильного произношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики. Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками письма и чтения. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Формировать фразовую и связную речь. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В школьном периоде у учащихся с интеллектуальными нарушениями должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие; Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах. Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. В данном контексте значимость логопедической работы, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД). Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы. Рабочая программа логопедической коррекции составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план образовательного учреждения. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида». Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства из них типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи. У значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития. И тем самым, затрудняют процесс овладения грамотой, и в большинстве случаев ведёт к нарушениям письменной речи. Так как формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Нарушения речи у большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - нарушения чтения (дислексия); - нарушения письма (дисграфия). Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Расстройства речи данной категории детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь до старших классов, и логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы также являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-4 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий («Расскажи стихи руками»), элементы логопедической ритмики, биоэнергопластики. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой русского языка и чтения. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка. Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и др.) Это указывает на слабый несформированный контроль, слабость волевых процессов и обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя. И возникает необходимость так организовать педагогический процесс в школе-интернате, чтобы не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств. Методологические и теоретические основы программы Как и любая программа, программа логопедической коррекции для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичёвой, Г.А. Каше и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. При создании программы использовалисьтакже материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер. Место курса в учебном плане В учебном плане образовательного учреждения в разделе «Коррекционно-развивающая область» предусмотрены часы логопедических занятий: 3 класс – 1 час в неделю; Основные направления логопедической работы. 1. Диагностическая работа, включающая комплексное обследование: а) уровня сформированности всех компонентов речевой системы: - звукопроизношения; - фонематических процессов; - лексической стороны речи; - грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); - связной речи. б) состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой); в) личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, усидчивость, работоспособность, критичность). 2. Коррекционно-логопедическая работа на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций. - коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи; - коррекция фонематических процессов; - коррекционная работа на лексическом уровне; - коррекционная работа на синтаксическом уровне; - совершенствование связной речи (коррекция диалогической и формирование монологической форм речи); развитие коммуникативной функции речи; - коррекция нарушений чтения и письма; - развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания); - расширение представлений об окружающей действительности. Коррекция звукопроизношения начинается в 1 классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 1 по 5 классы. Задачей этого раздела является устранение различных видов дислексий, акустической, оптической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 2-4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов». На преодоление дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 4 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Коррекционная работа по совершенствованию связной речи предполагает работу над текстом, контекстной речью и проводится на каждом году обучения. 3. Профилактическая и просветительская консультативная работа среди педагогов школы-интерната: - в течение учебного года проведение консультаций среди педагогов по профилактике речевых нарушений; - работа по преемственности начального (1-4 классы) и среднего звена (5-7 классы); - участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов. - участие в подготовке детей к проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений; - взаимодействие работы учителя-логопеда с педагогами школы-интерната. Методы, применяемые на логопедических занятиях Метод обучения в логопедии рассматривается как способ совместной деятельности логопеда и ребёнка, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств. Методы, применяемые в практике учителя-логопеда в рамках логопедических занятий в ОУ: практические (игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации; упражнения: подражательно-исполнительские, конструирование, творческого характера, речевые, игровые; моделированиесюжета сказки с помощью пальчикового театра; прослушивание записей на магнитофоне, компьютере). наглядные (демонстрация мультфильмов; иллюстрации, рассматривание рисунков, макетов, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука); словесные (пояснения, объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, предварительные, итоговые и обобщающие беседы, педагогическая оценка). Формы работы учителя-логопеда. Логопедическое обследование учащихся: индивидуальное и фронтальное (Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте ребёнка). Логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей. Совместная работа воспитателей и детей на самоподготовке по заданиям логопеда. Формы контроля над коррекционным процессом. Анализ устной и письменной речи в начале и конце учебного года (фронтальный, индивидуальный). Проверочные работы и диктанты по программным темам. Тестирование по лексическим темам. Рекомендации по организации работы по программе На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 15 минут на каждого обучающегося. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20-25 минут, с группой - 40 минут. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий 3-5 обучающихся, подгруппы – из 2-3 человек. Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке и коррекции звуков. Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования. Длительность работы зависит от продвижения обучающихся. Постановка звуков происходит в следующей последовательности: -уточняются простые звуки, заднеязычные; -свистящие С, З, Ц; -шипящий Ш; -шипящий Ж; - шипящие Ч, Щ; - сонорный Л; -сонорный Р; - задненёбные: К, Г, Х. Автоматизация поставленных звуков: - в слогах: прямых, обратных, со стечением согласных; - в словах идет в той же последовательности; - в коротких стихах (чистоговорках), в предложениях; - в связной речи. Основными способами постановки звука являются следующие: 1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей хорошо развито подражание. Но по подражанию поставить звук можно лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с отклонением в умственном развитии постановка звука этим способом осуществляется реже. 2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придаётся определённое положение. 3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. 4. Постановка звука от артикуляторного уклада. (Звук Ш можно поставить от «чашечки». Предложить сделать «чашечку» не в ротовой полости. Убрать её внутрь рта и подуть на язык). 5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы. Этот способ постановки используется у данной категории детей в большей степени. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. В основу её положено формирование представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В структуру занятия могут входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики: различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата; - упражнения для развития общей координации движений; - упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук: штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов в слова и т.д.); - дыхательная гимнастика: формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков; - голосовые упражнения; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; - работа над предложением, текстом; - обогащение и активизация словарного запаса; - закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях; - на всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Коррекционная работа проводится в несколько этапов: 1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 2. Работа над словом. 3. Работа над звуковым и слоговым составом слова. 4. Предложение. 5. Дифференциация звуков и букв, обусловленных нарушением оптико - пространственного восприятия. 6. Дифференциация звонких и глухих согласных. 7. Работа с предлогами. 8. Развитие связной устной речи (по разделам): - устная связная речь; - лексика; - предложение; - текст; - письменная связная речь. План по коррекции звукопроизношения 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап - включить - формировать - закрепить - закрепить ребёнка в понятия: звук, слог, понятия: звук, слог, понятия: звук, слог, логопедическое слово, предложение; слово, слово, предложение, предложение, текст; текст; воздействие, как - формировать целенаправленный знания о механизме процесс; образования данного - закрепить - закрепить звука и его знания о механизме знания о механизме формировать акустических образования звука, образования звука, артикуляционные особенностях; его акустических его акустических особенностях; особенностях; - умения, - закрепить и посредством уточнить словарь на развития общей основе слов, уточнить словарь формировать моторики речевого содержащих данный на основе слов, навыки различения аппарата; звук по лексической содержащих звуков; теме; - закрепить и - - развивать - формировать данный звук по - закрепить и умения и навыки условнорефлекторные лексической теме; уточнить словарь опознания и связи на данный на основе слов, различения фонем; артикуляционный и - развивать слуховое внимание, акустический образ; - развивать и слуховую память, уточнять моторику слуховое речевого аппарата; восприятие, как - развивать - закрепить … содержащих далее см. данный звук по лексической теме; - закрепить условнорефлекторные базу для развития кинестетические связи на данный функций ощущения от артикуляционный и фонематического артикуляционных акустический слуха; движений на данный образ; - воспитывать образ звука; усидчивость, - формировать - закрепить отличительные понимание нужный ротовой признаки необходимости выдох (с учётом артикуляционных и выполнения особенностей акустических упражнений. фонемы); образов звуков в - развивать силу и высоту голоса (если звук идёт с участием голоса); - развивать чужой речи и в самостоятельной; - уточнить кинестетические ощущения от слуховое внимание, артикуляционных память восприятие, на движений на основе восприятия данные образы данной фонемы; звуков; - развивать - функции совершенствовать фонематического фонематический слуха на данный слух, навыки акустический образ языкового анализа звука; и синтеза слов; - закреплять - закрепить правильное навыки произнесение звука в самоконтроля за различных речевых структурах: правильным изолировано, в произнесением слогах, в словах, в звуков в предложении, в самостоятельной тексте; - коррекция речи, в различных личности ребёнка в речевых целом. структурах; воспитывать упорство, трудолюбие, настойчивость. Этапы устранения дефектов звукопроизношения Подготовка к произнесению звуков Введение Речевой материал поставленных звуков в речь 1 этап Артикуляционные Закрепление Составляется из слов упражнения. Постановка имеющегося уровня правильно произносимых первых звуков из разных звукового анализа и звуков фонетических групп синтеза. Устные и (например: с, ш, л). письменные упражнения. 2 этап Продолжение Введение в речь постановки первых звуков. первого поставленного Начало постановки нового звука: а) закрепление его звука (например: ж). Насыщается вновь поставленными звуками. Из упражнений в устной речи: в слогах, исключаются звуки, словах, фразах, близкие к поставленному предложениях, текстах; б) устный и письменный (например: анализ и синтез слов, закрепляется «ш», пройденной слоговой исключаются «с, ж, ч, щ»). структуры, содержащих новый звук; в) анализ слов новой слоговой структуры, предложений отработанной и новой конструкции. Использование на письме соответствующей буквы. 3 этап Автоматизация Введение в речь Насыщение речевого поставленных звуков. второго поставленного материала новым звуком. Постановка нового звука. звука из другой Использование материала фонетической группы: с ранее поставленным а) закрепление звука в устной речи (в слогах, словах, фразах, звуком. Из речевых упражнений исключаются предложении и звуки, близкие к самостоятельной речи); поставленным. б) анализ и синтез слов, отработанной слоговой структуры; в) отрабатываются более сложные конструкции предложений; использование буквы, соответствующей поставленному звуку. 4 этап Дифференциация Дифференциация звуков. Постановка нового ранее отработанных звука. Речевой материал обогащается звуков с близкими к ним (с дифференцируемыми - ш). Автоматизация звуками, и второго поставленного автоматизируются слова звука. со звуком из другой фонетической группы. Из упражнений исключаются близкие, ещё неотработанные звуки (з, ж, ч, щ, ц, и т. д.). Содержание курса логопедической коррекции. 3 класс (3 часа в неделю) Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Обследование учащихся. Повторение изученного материала во 2 классе. Развитие языкового анализа и синтеза: - развитие анализа структуры предложения (анализ предложения на слова и синтез слов в предложении); - развитие слогового анализа и синтеза (деление слова на слоги; выделение гласного звука из слога; выделение гласных звуков из слова; выделение ударного гласного звука). - развитие фонематического анализа и синтеза (выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове; вычленение звука в начале, в конце слова; определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам). - дифференциация твердых и мягких согласных. Дифференциация парных согласных. Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1.Предварительный этап работы над каждым из звуков. 2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков (в определённой последовательности). Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация Б-П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация Т-Д. Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация К-Г. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация С-3. Звук и буква Ж. Звук и буква Ш. Дифференциация Ш-Ж. Оглушение звонких согласных. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Дифференциация С-Ш, 3-Ж, СЬ-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т. Подведение итогов: написание детьми диктанта - 20-25 слов (не более 6 слов в предложении). Знание алфавита. Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков: 1. Определить звуки по беззвучной артикуляции. 2. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными. 3. Чтение слов, запись слов под диктовку. 4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим. 5. Определить место звуков в словах. 6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. 7. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия. 8. Игра в лото. 9. Диктанты. 10. Вставка пропущенных букв в тексте. 11. Дополнение предложения пропущенным словом с заданным звуком. Предлоги К, ОТ, ПОД, НАД, О (ОБ). Развитие связной устной речи: - уметь восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам; - последовательное расположение предложений по смыслу; - коллективное изложение текстов изложений с последующей записью; - ответы на вопросы по картинке, по теме данной логопедом; (составление рассказов с использованием слов, включающих автоматизируемые или смешиваемые звуки); - связное выказывание по плану в виде вопросов, по картинному плану (серии картинок). Подведение итогов: написание детьми диктанта - 20-30 слов (не более 6 слов в предложении). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № п/п Темы занятий Количество часов 1 Обследование учащихся. 4 2 Звуки речи. Звуки и буквы. Алфавит. 1 3 Гласные и согласные звуки и буквы. 1 4 Согласные звуки и буквы. 4 5 Слово. Слог как часть слова. 4 6 Предложение. 1 7 Предложение. Текст. 1 8 Звуковой анализ односложных слов. 1 9 Звуковой анализ односложных и двусложных слов. 1 10 Звуковой анализ трёхсложных слов. 1 11 Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед 5 буквами: И, Е, Ё, Ю, Я И-Ы А-Я У-Ю О-Ё Обозначение мягкости согласных при помощи букв: И, 16 1 Е, Ё, Ю, Я 17 Мягкий Ь знак. 2 19 Разделительный мягкий знак перед буквами: И, Е, Ё, Ю, 2 25 Согласные звонкие и глухие б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. 6 28 Звук и буква Ж. Звук и буква З. Дифференциация Ж-З. 3 31 Звук и буква С. Звук и буква Ш. Дифференциация Ш-С. 3 33 Звук и буква Ч. Дифференциация Ч-Ц, Ч-С. 2 35 Звук и буква Щ. Дифференциация Ч-Щ, Щ-С, Ш-Щ. 4 39 Предлоги. 4 42 Слова предметы. 3 45 Слова-признаки. 4 49 Составление рассказа-описания по опорным схемам 5 54 Составление рассказа по сюжетной картине. 5 59 Составление рассказа по наблюдениям. 5 Я 64 Повторение. 4 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ. - уметь восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам; - последовательное расположение предложений по смыслу; - коллективное изложение текстов изложений с последующей записью; - ответы на вопросы по картинке, по теме данной логопедом; (составление рассказов с использованием слов, включающих автоматизируемые или смешиваемые звуки); - Связное выказывание по плану в виде вопросов, по картинному плану (серии картинок). 65 Логопедическое обследование. ИТОГО: 1 68 ч