Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2023г.
Вводится в действие с 01.09.2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 учебный год
Логопедия
3 класс
Пелым,2023
Пояснительная записка
Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение
качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам
личности, общества и государства. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного
развития
каждого
ребёнка
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы
показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день встаёт
вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с
детьми с интеллектуальными нарушениями.
Цель и задачи программы
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного произношения и закрепление его на словесном
материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через
коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Формировать пространственно-временные представления и понятия.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками письма и чтения.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством
повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Формировать фразовую и связную речь.
Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля.
Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений:
-устойчивости внимания;
-наблюдательности;
-способности к запоминанию;
-способности к переключению;
-навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему новых требований к структуре,
результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на
начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.
В школьном периоде у учащихся с интеллектуальными нарушениями должно быть сформировано базовое
умение – учиться, в основе которого лежат:
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться
в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения
ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает
развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. В данном контексте значимость
логопедической работы, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно
переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание
логопедической работы. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи
детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и
действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных
результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе. ФГОС указывает и на
обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на
необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных
условий для их обучения и воспитания.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к
организации логопедической работы.
Рабочая программа логопедической коррекции составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план образовательного учреждения.
Методические рекомендации Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы
логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя
– субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности
возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется целым
рядом отклонений. Для большинства из них типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и
не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического,
фонематического и грамматического строя речи. У значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения
речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического
развития. И тем самым, затрудняют процесс овладения грамотой, и в большинстве случаев ведёт к нарушениям
письменной речи. Так как формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Коррекция
нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы.
Нарушения речи у большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности
событий);
- нарушения чтения (дислексия);
- нарушения письма (дисграфия).
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один
изолированный дефект. Расстройства речи данной категории детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом
устраняются, сохраняясь до старших классов, и логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.
Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы также являются
максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-4
классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий («Расскажи стихи
руками»), элементы логопедической ритмики, биоэнергопластики.
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой русского языка и чтения.
При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.
Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях, на другом
речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с
детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и др.) Это указывает на слабый несформированный контроль,
слабость волевых процессов и обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя. И
возникает необходимость так организовать педагогический процесс в школе-интернате, чтобы не только на
логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время осуществлялись закрепление правильных речевых
навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, программа логопедической коррекции для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию
программы и организацию работы по ней:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать
проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к
анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий
в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность
помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми,
имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных
законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы,
группы).
Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились
разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их
преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичёвой, Г.А. Каше и др., которые базируются
на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. При создании
программы использовалисьтакже материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн,
М.С.Певзнер.
Место курса в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в разделе «Коррекционно-развивающая область» предусмотрены
часы логопедических занятий:
3 класс – 1 час в неделю;
Основные направления логопедической работы.
1. Диагностическая работа, включающая комплексное обследование:
а) уровня сформированности всех компонентов речевой системы:
- звукопроизношения;
- фонематических процессов;
- лексической стороны речи;
- грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
- связной речи.
б) состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой);
в) личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность,
усидчивость, работоспособность, критичность).
2. Коррекционно-логопедическая работа на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях по
коррекции отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
-
коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи; - коррекция
фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи (коррекция диалогической и формирование монологической форм речи);
развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);
- расширение представлений об окружающей действительности.
Коррекция звукопроизношения начинается в 1 классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого
является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором
отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков,
соноров Р и Л, заднеязычных согласных.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 1 по 5 классы. Задачей этого раздела является
устранение различных видов дислексий, акустической, оптической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением
различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового
и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих
и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 2-4 классах и направлена на коррекцию
аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование
навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление дислексии и дисграфии направлена работа над
синтаксической стороной речи, проводимая в 4 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в
числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления».
Коррекционная работа по совершенствованию связной речи предполагает работу над текстом, контекстной речью и
проводится на каждом году обучения.
3. Профилактическая и просветительская консультативная работа среди педагогов школы-интерната:
- в течение учебного года проведение консультаций среди педагогов по профилактике речевых нарушений; - работа
по преемственности начального (1-4 классы) и среднего звена (5-7 классы);
- участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов.
- участие в подготовке детей к проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных
представлений;
- взаимодействие работы учителя-логопеда с педагогами школы-интерната.
Методы, применяемые на логопедических занятиях
Метод обучения в логопедии рассматривается как способ совместной деятельности логопеда и ребёнка,
направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитания
чувств, поведения и личностных качеств.
Методы, применяемые в практике учителя-логопеда в рамках логопедических занятий в ОУ:
практические (игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации; упражнения:
подражательно-исполнительские,
конструирование,
творческого
характера,
речевые,
игровые;
моделированиесюжета сказки с помощью пальчикового театра; прослушивание записей на магнитофоне,
компьютере).
наглядные (демонстрация мультфильмов; иллюстрации, рассматривание рисунков, макетов, профилей
артикуляции, а также с показом артикуляции звука);
словесные (пояснения, объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, предварительные, итоговые и
обобщающие беседы, педагогическая оценка).
Формы работы учителя-логопеда.
Логопедическое обследование учащихся: индивидуальное и фронтальное
(Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая.
Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте ребёнка).
Логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
Консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или
родителей.
Совместная работа воспитателей и детей на самоподготовке по заданиям логопеда.
Формы контроля над коррекционным процессом.
Анализ устной и письменной речи в начале и конце учебного года (фронтальный, индивидуальный).
Проверочные работы и диктанты по программным темам.
Тестирование по лексическим темам.
Рекомендации по организации работы по программе
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во
вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На индивидуальные занятия отводится, как
правило, 15 минут на каждого обучающегося. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20-25 минут, с
группой - 40 минут.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по
возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только
из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий 3-5 обучающихся, подгруппы – из 2-3 человек.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке и коррекции звуков.
Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют
работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их
постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса,
отработку
лексико-грамматических
категорий.
Последовательность
устранения
выявленных
дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и
индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех
анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки,
которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении
артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной,
от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
• для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
• звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
• окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно
способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить
предложения и способствовал развитию связной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Длительность работы зависит от продвижения обучающихся.
Постановка звуков происходит в следующей последовательности:
-уточняются простые звуки, заднеязычные;
-свистящие С, З, Ц;
-шипящий Ш;
-шипящий Ж;
- шипящие Ч, Щ;
- сонорный Л;
-сонорный Р;
- задненёбные: К, Г, Х.
Автоматизация поставленных звуков:
- в слогах: прямых, обратных, со стечением согласных;
- в словах идет в той же последовательности;
- в коротких стихах (чистоговорках), в предложениях;
- в связной речи.
Основными способами постановки звука являются следующие:
1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у
детей хорошо развито подражание. Но по подражанию поставить звук можно лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с
отклонением в умственном развитии постановка звука этим способом осуществляется реже.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической
помощью артикуляторным органам придаётся определённое положение.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.
4. Постановка звука от артикуляторного уклада. (Звук Ш можно поставить от «чашечки». Предложить сделать
«чашечку» не в ротовой полости. Убрать её внутрь рта и подуть на язык).
5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы. Этот способ постановки используется у
данной категории детей в большей степени.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому
языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. В основу её положено формирование представлений, реальных
знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Эффективность логопедических
занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется
дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики: различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата;
- упражнения для развития общей координации движений;
- упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук: штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение
букв в слоги, слогов в слова и т.д.);
- дыхательная гимнастика: формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного
произношения звуков;
- голосовые упражнения;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях;
- на всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве
и конструктивного праксиса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом
классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Коррекционная работа проводится в несколько этапов:
1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
2. Работа над словом.
3. Работа над звуковым и слоговым составом слова.
4. Предложение.
5. Дифференциация звуков и букв, обусловленных нарушением оптико - пространственного восприятия.
6. Дифференциация звонких и глухих согласных.
7. Работа с предлогами.
8. Развитие связной устной речи (по разделам):
- устная связная речь;
- лексика;
- предложение;
- текст;
- письменная связная речь.
План по коррекции звукопроизношения
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
- включить
- формировать
- закрепить
- закрепить
ребёнка в
понятия: звук, слог,
понятия: звук, слог, понятия: звук, слог,
логопедическое
слово, предложение;
слово,
слово,
предложение,
предложение,
текст;
текст;
воздействие, как
- формировать
целенаправленный
знания о механизме
процесс;
образования данного
- закрепить
- закрепить
звука и его
знания о механизме знания о механизме
формировать
акустических
образования звука,
образования звука,
артикуляционные
особенностях;
его акустических
его акустических
особенностях;
особенностях;
-
умения,
- закрепить и
посредством
уточнить словарь на
развития общей
основе слов,
уточнить словарь
формировать
моторики речевого
содержащих данный
на основе слов,
навыки различения
аппарата;
звук по лексической
содержащих
звуков;
теме;
- закрепить и
-
- развивать
- формировать
данный звук по
- закрепить и
умения и навыки
условнорефлекторные лексической теме;
уточнить словарь
опознания и
связи на данный
на основе слов,
различения фонем;
артикуляционный и
- развивать
слуховое внимание,
акустический образ;
- развивать и
слуховую память,
уточнять моторику
слуховое
речевого аппарата;
восприятие, как
- развивать
- закрепить
…
содержащих
далее см.
данный звук по
лексической теме;
- закрепить
условнорефлекторные
базу для развития
кинестетические
связи на данный
функций
ощущения от
артикуляционный и
фонематического
артикуляционных
акустический
слуха;
движений на данный
образ;
- воспитывать образ звука;
усидчивость,
- формировать
- закрепить
отличительные
понимание
нужный ротовой
признаки
необходимости
выдох (с учётом
артикуляционных и
выполнения
особенностей
акустических
упражнений.
фонемы);
образов звуков в
- развивать силу
и высоту голоса (если
звук идёт с участием
голоса);
- развивать
чужой речи и в
самостоятельной;
- уточнить
кинестетические
ощущения от
слуховое внимание,
артикуляционных
память восприятие, на
движений на
основе восприятия
данные образы
данной фонемы;
звуков;
- развивать
-
функции
совершенствовать
фонематического
фонематический
слуха на данный
слух, навыки
акустический образ
языкового анализа
звука;
и синтеза слов;
- закреплять
- закрепить
правильное
навыки
произнесение звука в
самоконтроля за
различных речевых
структурах:
правильным
изолировано, в
произнесением
слогах, в словах, в
звуков в
предложении, в
самостоятельной
тексте; - коррекция
речи, в различных
личности ребёнка в
речевых
целом.
структурах;
воспитывать
упорство,
трудолюбие,
настойчивость.
Этапы устранения дефектов звукопроизношения
Подготовка к
произнесению звуков
Введение
Речевой материал
поставленных звуков в
речь
1 этап
Артикуляционные
Закрепление
Составляется из слов
упражнения. Постановка
имеющегося уровня
правильно произносимых
первых звуков из разных
звукового анализа и
звуков
фонетических групп
синтеза. Устные и
(например: с, ш, л).
письменные упражнения.
2 этап
Продолжение
Введение в речь
постановки первых звуков. первого поставленного
Начало постановки нового звука: а) закрепление его
звука (например: ж).
Насыщается вновь
поставленными звуками.
Из упражнений
в устной речи: в слогах,
исключаются звуки,
словах, фразах,
близкие к поставленному
предложениях, текстах; б)
устный и письменный
(например:
анализ и синтез слов,
закрепляется «ш»,
пройденной слоговой
исключаются «с, ж, ч, щ»).
структуры, содержащих
новый звук; в) анализ
слов новой слоговой
структуры, предложений
отработанной и новой
конструкции.
Использование на письме
соответствующей буквы.
3 этап
Автоматизация
Введение в речь
Насыщение речевого
поставленных звуков.
второго поставленного
материала новым звуком.
Постановка нового звука.
звука из другой
Использование материала
фонетической группы:
с ранее поставленным
а) закрепление звука
в устной речи (в слогах,
словах, фразах,
звуком.
Из речевых
упражнений исключаются
предложении и
звуки, близкие к
самостоятельной речи);
поставленным.
б) анализ и синтез
слов, отработанной
слоговой структуры;
в) отрабатываются
более сложные
конструкции
предложений;
использование буквы,
соответствующей
поставленному звуку.
4 этап
Дифференциация
Дифференциация
звуков. Постановка нового ранее отработанных
звука.
Речевой материал
обогащается
звуков с близкими к ним (с дифференцируемыми
- ш). Автоматизация
звуками, и
второго поставленного
автоматизируются слова
звука.
со звуком из другой
фонетической группы.
Из упражнений
исключаются близкие, ещё
неотработанные звуки (з,
ж, ч, щ, ц, и т. д.).
Содержание курса логопедической коррекции.
3 класс (3 часа в неделю)
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
Обследование учащихся. Повторение изученного материала во 2 классе.
Развитие языкового анализа и синтеза:
- развитие анализа структуры предложения (анализ предложения на слова и синтез слов в предложении);
- развитие слогового анализа и синтеза (деление слова на слоги; выделение гласного звука из
слога; выделение гласных звуков из слова; выделение ударного гласного звука).
- развитие
фонематического анализа и синтеза (выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение
наличия звука в слове; вычленение звука в начале, в конце слова; определение последовательности, количества и места
звуков по отношению к другим звукам).
- дифференциация твердых и мягких согласных.
Дифференциация парных согласных.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
1.Предварительный этап работы над каждым из звуков.
2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков (в определённой последовательности).
Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация К-Г.
Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация С-3.
Звук и буква Ж. Звук и буква Ш. Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация С-Ш, 3-Ж, СЬ-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.
Подведение итогов:
написание детьми диктанта - 20-25 слов (не более 6 слов в предложении). Знание алфавита.
Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
3. Чтение слов, запись слов под диктовку.
4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
5. Определить место звуков в словах.
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
7. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
8. Игра в лото.
9. Диктанты.
10. Вставка пропущенных букв в тексте.
11. Дополнение предложения пропущенным словом с заданным звуком. Предлоги К, ОТ, ПОД, НАД, О (ОБ).
Развитие связной устной речи:
- уметь восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;
- последовательное расположение предложений по смыслу;
- коллективное изложение текстов изложений с последующей записью;
- ответы на вопросы по картинке, по теме данной логопедом; (составление рассказов с использованием слов,
включающих автоматизируемые или смешиваемые звуки);
- связное выказывание по плану в виде вопросов, по картинному плану (серии картинок).
Подведение итогов: написание детьми диктанта - 20-30 слов (не более 6 слов в предложении).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п
Темы занятий
Количество
часов
1
Обследование учащихся.
4
2
Звуки речи. Звуки и буквы. Алфавит.
1
3
Гласные и согласные звуки и буквы.
1
4
Согласные звуки и буквы.
4
5
Слово. Слог как часть слова.
4
6
Предложение.
1
7
Предложение. Текст.
1
8
Звуковой анализ односложных слов.
1
9
Звуковой анализ односложных и двусложных слов.
1
10
Звуковой анализ трёхсложных слов.
1
11
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед
5
буквами: И, Е, Ё, Ю, Я
И-Ы
А-Я
У-Ю
О-Ё
Обозначение мягкости согласных при помощи букв: И,
16
1
Е, Ё, Ю, Я
17
Мягкий Ь знак.
2
19
Разделительный мягкий знак перед буквами: И, Е, Ё, Ю,
2
25
Согласные звонкие и глухие б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
6
28
Звук и буква Ж. Звук и буква З. Дифференциация Ж-З.
3
31
Звук и буква С. Звук и буква Ш. Дифференциация Ш-С.
3
33
Звук и буква Ч. Дифференциация Ч-Ц, Ч-С.
2
35
Звук и буква Щ. Дифференциация Ч-Щ, Щ-С, Ш-Щ.
4
39
Предлоги.
4
42
Слова предметы.
3
45
Слова-признаки.
4
49
Составление рассказа-описания по опорным схемам
5
54
Составление рассказа по сюжетной картине.
5
59
Составление рассказа по наблюдениям.
5
Я
64
Повторение.
4
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ.
- уметь восстанавливать несложный деформированный
текст по картинкам;
- последовательное расположение предложений по
смыслу;
- коллективное изложение текстов изложений с
последующей записью;
- ответы на вопросы по картинке, по теме данной
логопедом; (составление рассказов с использованием слов,
включающих автоматизируемые или смешиваемые звуки);
- Связное выказывание по плану в виде вопросов, по
картинному плану (серии картинок).
65
Логопедическое обследование.
ИТОГО:
1
68 ч