Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024-2025 учебный год Логопедия 8 класс Пелым,2024 Пояснительная записка. Общая характеристика программы. Планирование составлено на основе: учебного пособия И.Н. Садовниковой «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М.: Владос,1995. – 256с. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в школе. Логопедическая работа в школе для детей занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение детей с умственной отсталостью носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; -недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - выраженная дислексия; -дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект. Методологические и теоретические основы программы. Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с интеллектуальными нарушениями» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: -гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода; - системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционноразвивающей работы; - деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы; - системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в общеобразовательной школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер. Цели и задачи программы. Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Организация работы по программе. Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане общеобразовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В структуру занятия может входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов; - работа со словами, звукослоговой анализ слов; - работа над предложением, текстом; - обогащение и активизация словарного запаса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Особенности речевого развития У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и c ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления также отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Нарушения речи у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с потоком бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимают и не реагируют адекватно. Другие воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, но у них также отмечается недостаточное восприятие более сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются. У данной категории детей затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих обучающемуся проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения. При обучении данной категории обучающихся логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления их в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Цель логопедического сопровождения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных). Задачи: - Создавать условия для возникновения речевой активности обучающихся и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; - Обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению; - Учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни обучающихся; - Формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью. - Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему; - Привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям; - Формировать у обучающихся невербальные формы коммуникации; - Развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; - Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.) - Учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др. - Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; - Создавать у обучающихся предпосылки к развитию самостоятельной устной речи; - Развивать звуковую культуру речи; - Учить понимать и выполнять простейшие инструкции; - Развивать слуховое внимание и восприятие; - Развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция) - Учить обучающегося участвовать в беседе, специально организованной педагогом. Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - принцип гуманизма – вера возможности обучающегося, субъективного, позитивного подхода; - принцип соблюдение интересов обучающегося – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему обучающегося с максимальной пользой для него и в его интересах; - принцип системности – рассмотрение обучающегося как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; - принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности; - принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционноразвивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, целей работы; - принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи; - принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество; - принцип рекомендательного характера оказания помощи, соблюдение гарантированных законодательством РФ прав родителей (законных представителей) обучающихся, защищающий законные права и интересы обучающихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) всех вопросов, касающихся организации образовательного процесса. Логопедическая работа с обучающимися с выраженной умственной отсталостью проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии. Специфика организации логопедической работы с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Логопедическая работа с обучающимися с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится: в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса; в форме специально организованных индивидуальных занятий. Содержание и организация образовательного процесса имеют свою специфику: 1. Систематичность проведения занятий. 2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений). 3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую). Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов и с учетом особенностей межанализаторных связей, учетом психомоторных особенностей обучающихся, использование максимальной и разнообразной наглядности. 4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции; 5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей обучающегося, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы. 6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки. 7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи. 8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики, применение элементов Су-джок терапии. 9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности. 10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда. 11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно). 12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях. 13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. 14. Тщательная дозировка заданий и речевого материала. 15. Сниженный темп работы и более длительные сроки. 16. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент. 17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей. Программа логопедической работы включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание: Модуль Диагностическая работа Направление работы Формы и методы работы -Логопедическое Индивидуально обследование, направленное организованное на выявление особенностей обследование, психо-моторного и речевого Сбор сведений о развития обучающихся, ребенке у педагогов, уточнение речевого родителей (беседы), диагноза; -Мониторинг Наблюдение за динамики речевого развития учениками во время обучающихся, их учебной и внеурочной успешности в освоении деятельности, АООП образования; Изучение работ -Анализ результатов обучающегося обследования с целью (тетради), проектировании и Оформление корректировки документации (речевая логопедических карта, индивидуальный мероприятий. диагностический лист, сводная таблица диагностики о речевом развитии обучающихся класса); Диагностика проводится 2 раза в год (2 недели в начале учебного года, 2 недели в конце учебного года). Планируемые результаты: Получение объективных сведений о речевом развитии обучающихся; Отслеживание изменений в состоянии речи обучающихся в течение учебного года Коррекционно развивающая работа Выработка навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации. Создание специальной речевой среды для стимулирования речевого развития. Работа в составе школьного психологомедико-педагогического консилиума. Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся. Разработка, организация, проведение логопедических праздников и досугов. Планируемые результаты: Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции речи обучающихся; Участие в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Методическое направление Консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений обучающихся; Консультативная помощь семье в вопросах коррекции речевых нарушений детей. Проведение тематических выступлений для педагогов на педагогических советах и школьных методических объединениях; Проведение тематических выступлений для родителей на родительских собраниях; Проведение открытых логопедических занятий; Оформление печатных и других материалов, участие в форумах на логопедических сайтах; Совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно – развивающей программы, Беседа, семинар, лекция, консультация, Разработка методических рекомендаций учителю, родителям. Выступление на педагогических советах; Индивидуальные и групповые беседы; Лекции для родителей; Разработка методических материалов, рекомендаций учителю, родителям. при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики). Планируемые результаты: Организация информационнопросветительской работы для всех участников образовательного процесса по всем вопросам логопедического сопровождения обучающихся. Общая характеристика логопедических занятий. В ходе организации и проведения занятий по логопедии необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. У всех детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность речи, что оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная коррекционно – развивающая логопедическая работа способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. Вся коррекционно – развивающая работа с учащимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социальноличностное развитие учащегося с выраженной умственной отсталостью, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», и т. д. Направления коррекционно – развивающей логопедической работы. № 1 Направление Развитие слухового восприятия. 2 Развитие зрительномоторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Аспекты работы развитие умения реагировать на звук и голос переменой в поведении; расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, направленность слухового внимания, памяти; формирование основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков; развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти; формирование представления о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических 3 4 5 движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями; обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений. Развитие способности к расширение рамок коммуникации с использованию окружающими; невербальных компонентов развитие невербальных компонентов коммуникации. коммуникации; преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля Развитие импрессивной и в ходе общения вокализации, слоги, экспрессивной речи. слова, строить предложения, связные высказывания; формирование умения общаться, с помощью альтернативных средств (для детей, не владеющих устной (звучащей) речью); формирование речи как средства общения; воспитание потребности в речевом общении. Развитие чувства ритма. формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного). 6 7 формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. формирование поисковой деятельности, расширить поле зрения; формирование устойчивости, переключаемости, увеличение объема зрительного внимания и памяти; формирование навыка анализа зрительного образа. Развитие функций голоса и увеличение объема дыхания, дыхания. нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленного ротового выдоха; ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости. Развитие временных, пространственных отношений. Предполагаемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы по логопедии представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся. Пропедевтический уровень - реагировать на обращенную речь и свое имя; - задерживать взгляд на лице говорящего; - различать неречевые звуковые сигналы (2 звука); - произвольно выдыхать; - работать перед зеркалом по подражанию; - соотносить знакомые предметы и действия с их словесным обозначением; - понимать и выполнять Минимальный уровень Базовый уровень - различать неречевые сигналы (4 звука) и показывать направление звучания; - производить длительный плавный выдох; - правильно артикулировать гласные звуки А, О, У, И и согласные звуки М, Н, П, Т, К, Х, Б. - работать перед зеркалом по подражанию; - произносить правильно в словах поставленные звуки; - производить длительный плавный выдох; - соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; - ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке; - узнавать предметы по назначению и по описанию; - употреблять грамматические формы простейшие одноступенчатые инструкции; - понимать вопросы «кто?», «что?», «где?» - пользоваться указательным жестом и жестом «дай»; - показывать на себе и на кукле глаза, руки, ноги; - группировать предметы по цвету. - соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; - узнавать предметы по назначению и по описанию; - различать грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами); - понимать и выполнять одно – двухступенчатые инструкции; слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами); понимать вопросы косвенных падежей; - употреблять существительные в косвенных падежах; - употреблять глаголы в инфинитиве, повелительном наклонении, в 3-м лице единственном и множественном числе, в прошедшем времени; - составлять предложения из 4 слов; - понимать значение предлогов В, НА, ПОД, ИЗ; употреблять простые предлоги; - произносить слова из открытых слогов; - употреблять глаголы инфинитиве и повелительном наклонении; - отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?»; «Что делает?» - составлять предложения из 2 – 4 слов; - составление рассказа о себе с использованием слов, графического, предметного символа или мануального знака. - понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой; - понимать несложные самостоятельно прочитанные предложения. - произносить двусложные слова из повторяющихся слогов; - воспроизводить ударный слог в двусложных и односложных словах; в - употреблять глаголы в повелительном наклонении; - понимать вопросы косвенных падежей; - отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?», «Что делает?»; - составлять двух трехсловные предложения; - понимать предлоги В, НА, ПОД; - понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой; - собирать разрезные картинки (2 – 4 части); - закрашивать готовые изображения. №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Коррекционная тема Кол-во Дата проведения занятия часов Диагностика 3 ч. Стимулировать игровой контакт со, 2 развивать разнообразные средства коммуникации. Развивать интерес к играм, формировать элементарные действия с ними. Развивать координацию движений 2 глаза и руки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой. Учить искать и находить взглядом 2 предметы, неоднократно называемые и постоянно находящиеся в определенном месте, при вопросе «Где...». Учить дифференцировать интонацию 2 голоса, реагировать на свое и чужое имя. Учить понимать отдельные 2 инструкции в конкретных ситуациях. Учить запоминать и выбирать предмет из ряда предложенных предметов. Стимулировать игровой контакт со 2 взрослыми, развивать разнообразные средства коммуникации (лепетные слова, жест). Учить отгадывать 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. предметы, игрушки, животных по словесному описанию. Развивать умение самостоятельно выполнять движения по просьбе взрослого: приседать, наклоняться, поворачиваться, бросать мяч взрослому. Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости от их свойств. Группировать предметы по основным признакам. Развитие и коррекция ручной мелкой моторики. Разучивание упр. «Мы тесто месили…» Учить производить различные действия с предметами. (мять и рвать бумагу). Учить производить различные действия с предметами. (выдувать мыльные пузыри). Учить производить различные действия с предметами. (перебирать и пересыпать крупы). Развивать умение играть с мячами маленьких размеров. Развивать умение играть со строительным материалом. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Развивать умение играть с конструктором. Развивать умение играть с мозаикой. Учить исследовать предметы, ощупывая их. Учить различать один и много предметов. Учить различать съедобное и несъедобное (на вид). Учить узнавать и показывать предметы на картинках. Развивать речевую деятельность. Учить называть родителей (мама, папа, бабушка). Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых разнообразных звуковых комплексов. Учить подражанию голосам животных. Учить понимать слова обобщающего значения. «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Животные» «Посуда» Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 27. 28. 29. 30. 31. 32. от их свойств. Группировать предметы по основным признакам. Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых разнообразных звуковых комплексов. Учить подражанию голосам животных. Учить отвечать на вопросы с помощью картинок. Формирование навыка ориентировки в пространстве: слева - справа, рядом. Учить отвечать на вопросы с помощью жестов и слогов, имеющих определённый смысл. Повторение известных звуков и слогов вслед за взрослым и самостоятельно. Проговаривание двойных слогов с определённым смыслом («жжж»машина, т.д.) Формирование навыка ориентировки в пространстве: под, над, между. Диагностика 2 2 2 2 2 3 ч. Методическое обеспечение программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Литература, используемая логопедом в работе над программой: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Под ред.В. В. Воронковой, «Просвещение», 2004 Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной, 2014 Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишков. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В.Секачев, 2012 Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В.Секачев, 2002.