География 6 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2024-2025 учебный год
География
основное общее образование (для обучающихся с УО)
6 класс

Пояснительная записка.
Предмет «География» относится к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в инвариантную часть учебного плана.
Изучение географии расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный
материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности

детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-

следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на
уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в
связной речи.
Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением,
границами, формами земной поверхности, водоемами.
В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные
географические знания, основанные на наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении.
Рабочая программа "География для 6 класса" составлена на основе программы "География"Т.М. Лифановой из сборника "Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М.Бгажноковой.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Данная программа полностью
отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта.
Цель учебного предмета.
Формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру,
всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи:
Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии и сложности протекающих
в ней процессов. Показать особенности взаимодействия человека и природы. Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Формирование и развитие личностного
отношения к своему населенному пункту как части России.
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объёме 1 час в
неделю. Всего 34 ч. в год.

Содержание курса географии в 6 классе
В разделе "Введение" учащиеся знакомятся с новым предметом "География". Узнают, что изучает данный предмет и знакомятся с
первые географическими открытиями.
Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у детей с нарушением интеллекта

пространственных

представлений, навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты.
В разделе "План и карта" учащиеся учатся различать план и рисунок, знакомятся с масштабом, условными знаками плана местности,
условными цветами и знаками физической карты. Учатся отличать план от географической карты.
В разделе "Формы поверхности Земли" учащиеся знакомятся с понятие рельеф и его основными формами- равнины, холмы, овраги,
горы, а также с процессами, происходящими в горах- землетрясения и вулканы.
При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство с искусственными(колодец, пруд, водопровод) и естественными
( родник, озеро, болото, река, море, океан) водоемами.

В разделе «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучают
пояса освещенности Солнцем поверхности Земли, узнают об их расположении, получают представление о климате.
Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и
полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей России. Эта тема связана с курсом
VII класса «Природа России», где учащиеся должны находить на карте и читать названия ряда географических объектов.
В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащиеся получают знания о родном крае.
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
Знать/понимать:


что изучает география;



горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия;



меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе;



отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение;



основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды
на Земле;



материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;



кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;



Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле.



Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов.



различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;



основные типы климатов;



географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Уметь:


определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;



выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;



делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;



читать планы местности (для начальных классов массовой школы);



ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;



ориентироваться на географической карте с помощью учителя;



составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя;

Учебно–методическое обеспечение:
1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г.
2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г.
3. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2018г.

Для более успешного усвоения материала предусмотрены практические работы:
№№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Практическая работа
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Вычерчивание простейших знаков плана местности
Зарисовка в тетрадях условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Обозначение на контурной карте океанов
Обозначение на контурной карте материков
Оформление таблицы названий океанов и материков
Обозначение границ нашей Родины

Тематический план
№
п/п
1
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела

Кол-во часов

Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России

2
3
2
6
5
8
8

Календарно-тематическое планирование. География 6 класс (адаптированное)
№
п/п
1
2

3
4
5

Наименование уроков
Что изучает география.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Явления природы
Географические сведения о нашей местности и труде
населения
Обобщающий урок по теме «Введение»
Горизонт. Линии горизонта.
Стороны горизонта
Компас и правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам природы
Обобщающий урок по теме Ориентирование на
местности»
Равнины, холмы.

Кол-во часов

Дата проведения
По плану
факт

6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16

17
18
19
20
21

Овраги, их образование.
Горы. Землетрясения.
Извержения вулканов.
Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли»
Вода в природе.
Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Озера. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения
Обобщающий урок по теме
«Вода за Земле»
Рисунок и план предмета
План и масштаб.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Физическая карта России. Значение физической карты и
жизни и деятельности людей.
Обобщающий урок по теме «План и карта»
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля- планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус-модель земного шара
Физическая карта полушарий.

22

23
24

25
26
27
28
29

30

31
32

33
34

Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий
Материки на глобусе и карте полушарий.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов
Обобщение по теме:
"Земной шар"
Географическое положение России карте.
Границы России. Сухопутные границы России на западе и
юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега
России. Моря Северного ледовитого океана
Моря Тихого и Атлантического океана.
Острова и полуострова России
Поверхность нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские горы
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал,
Реки: Дон, Днепр, Урал,
Реки Сибири: Обь, Енисей, Лена, Амур.
Реки Сибири: Лена, Амур.
Озера России
Наш край на карте России
Обобщение по теме «Карта России»
Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».