Русский язык 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72от 26 августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год

Русский язык
основное общее образование (для обучающихся с УО)
5 класс

Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. –
Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык.
Учебник для 5 кл. – М.: Просвещение, 5-е издание, 2020. – 223 с.: ил.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам,
учитывает особенности познавательной деятельности ребёнка. Она направлена на развитие личности, обеспечивает
гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
-Коррекция – развитие речи

-Развитие различных видов мышления.
-Развитие основных мыслительных операций.
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
При обучении языку используются следующие принципы:
-принцип коррекционно – речевой направленности;
-воспитывающий и развивающий принципы;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности обучения;
-принцип наглядности в обучении
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 5 КЛАССЕ
Данная рабочая программа ставит следующие цели и задачи:
- развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

― расширение представлений о языке как
важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми
грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

― развитие положитель-ных
качеств и свойств личности.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАДАЧИ

- коррекция недостатков развития
познавательной деятельности и
эмоционально-личностной сферы;
- совершенствование навыков связной
устной речи;

― использование усвоенных грамматикоорфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область – «Язык и речевая практика». Учебным планом
выделяется 3 часа в неделю, всего 102 часа в год для обязательного изучения «Русского языка».

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых
формируются базовые учебные действия, представлено календарно – тематическое планирование в табличной форме
ниже.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность
всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его
специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой
деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Методы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Основные содержательные линии курса









Звуки и буквы. Текст
Предложение. Текст
Слово. Текст
Состав слова
Части речи
Предложение. Текст
Повторение
Деловое письмо

Структура программы:

 Звуки и буквы. Текст
- повторение
- звуковая характеристика языка (гласные и согласные звуки)
- ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные
- употребление разделительных ь и ъ знаков в словах
- текст
 Предложение текст
- повторение
- предложение как единица речи
- главные и второстепенные члены предложения
- распространенные предложения
- связь слов в предложении
- предложения разные по интонации
- текст
- отличие предложения от текста
- деление текста на предложения
Слово. Текст
- состав слова
- корень
- окончание
- приставка
- суффикс
- правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных
- непроверяемые написания в корне
- текст
- установление последовательности предложений в тексте
 Части речи
Имя существительное
- значение существительных в речи
- одушевленные и неодушевленные имена существительные
- собственные и нарицательные имена существительные
- большая буква в именах собственных

изменение имен существительных по числам
род имен существительных
существительные с разными грамматическими признаками
текст
Имя прилагательное
- значение прилагательных в речи
- признаки имен прилагательных
- род прилагательных
- согласование прилагательных с существительными
Глагол
- значение глаголов в речи
- семантические группы глаголов
- изменение глагола по временам
Текст
 Предложение. Текст
- нераспространенные и распространенные предложения
- главные и второстепенные члены предложения
- выделение из предложений словосочетаний
- знакомство с однородными членами предложения
- текст
 Повторение
 Деловое письмо
- адрес
- поздравление
- записка
- письмо
-

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
8) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:


знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;



разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;



образование слов с новым значением с опорой на образец;



различение изученных частей речи по вопросу и значению;



использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма;



составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;



нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);



нахождение в тексте однородных членов предложения;



нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);



оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;



письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами
описания (45-70 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

Достаточный уровень:


знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;



разбор слова по составу с использованием опорных схем;



образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и
суффиксов с опорой на схему;



дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;



определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного) речи
по опорной схеме или вопросам учителя;



нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);



пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;



установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по
вопросам учителя, опорной схеме;



нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;



составление предложений с однородными членами с опорой на образец;



составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;



различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;



выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;



оформление всех видов изученных деловых бумаг;



письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после
предварительного разбора (до 70 слов);



письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного разбора темы, основной
мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий,
которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей



понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик)



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем



обращаться за помощью и принимать помощь



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту



сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях



доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми



договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



входить и выходить из учебного помещения со звонком



ориентироваться в пространстве класса



пользоваться учебной мебелью



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.

д.)


работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе



активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов



передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



выделять существенные, общие отличительные свойства предметов



Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале



наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока
Повторение.Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.
Твердые и мягкие согласные перед и, е, е, ю, я.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Различение текста и не текста.

Дата проведения урока
по плану

По факту

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Парные звонкие и глухие согласные.
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Ударные и безударные гласные в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Проверочный диктант
Предложение. Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
Знаки препинания в конце предложений. Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Общее и различия в значении однокоренных слов.
Включение однокоренных слов в предложение.
Окончание – изменяемая часть слова.
Установление связи между словами с помощью окончания.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Приставка и предлог.
Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Правописание безударных гласных в корне.
Слово – корень с ударной гласной.

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверка безударных гласных в корне.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольный диктант.
Части речи. Названия предметов, действий, признаков.
Имя существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Употребление частей речи в предложении и тексте.
Значение существительных в речи.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные.
Правописание имен собственных.
Контрольный диктант.
Понятие о единственном и множественном числе.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Проверочная работа.
Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Изменение прилагательных по родам.

69
70
71
72
73
74
75
76
77 - 78
79 - 80
81 - 82
83 - 84
85
86
87
88 - 89
89-90
91
92
93
94 - 95
96
97
98 - 102

Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Проверочная работа.
Значение глагола в речи.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Глагол. Закрепление знаний.
Проверочная работа.
Предложение. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Контрольный диктант.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Распространение предложений.
Однородные члены предложения.
Предложение. Закрепление знаний.
Итоговая контрольная работа
Повторение изученного за год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».