МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72от 26 августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Природоведение
основное общее образование (для обучающихся с УО)
5 класс
Пелым 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: расширить кругозор и подготовить учащуюся к
систематических биологических и географических знаний.
усвоению
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 час в неделю, 34 недель)
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение природоведения в 5 классах направлено на обобщение знаний, учащихся об
окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для
учащихся является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему
усвоению ими элементарных биологических и географических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащейся формируются некоторые
элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в
ней, о взаимосвязях в природе.
Обучающаяся учится наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость
природных явлений. Такая деятельность учащейся имеет непосредственно большое
значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых
школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащейся лучше понимать отношение человека к
природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и
стремиться охранять.
Программа по природоведению 5 класса состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю
возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками,
позволяет учитывать специфику природы своего края.
Тематический план
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
по темам
1
Введение. Что
такое
природоведение.
Вселенная.
Наш дом Земля.
1
2
3
4
Количество
практических
работ
1
Дата проведения
практической
работы
4
Воздух
Полезные
ископаемые.
Вода.
Поверхность
суши. Почва
Есть на Земле
страна Россия.
Заключение.
Итого
6
8
1
8
2
1
5
1
1
35
4
Содержание учебного предмета «Природоведение»
Неживая природа
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в
природеот Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого
свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх,
холодный опускается вниз. Движениевоздуха.Знакомство с термометрами. Измерение
температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его
свойствоподдерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животныхи
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и егосвойство не
поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение
воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав
почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическаячасть почвы. Глина,
песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойствапесчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее иудерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость,
хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча ииспользование. Каменный уголь.
Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.
Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин идругие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча ииспользование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы
(различные виды стали и чугуна). Свойства черныхметаллов: цвет, блеск, твердость,
упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применениецветных металлов.
Алюминий.
Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местные полезные ископаемые Красноярского края (каменный уголь, нефть). Добыча и
использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании исжатие при охлаждении, расширение
при замерзании. Способностьрастворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.).
Учет ииспользование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использованиерастворов.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерениятемпературы — градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов,
ущелий. Наводнение (способызащиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды вбыту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой
воды.
Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря
и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ―Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные натерритории нашейстраны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки, Волга, Енисей. Москва -столица
России. Крупные города, их достопримечательности, население нашей страны.
Наш край. Красноярский край. Красноярск. Географическое расположение, полезные
ископаемые региона, население, предприятия и промышленность, достопримечательные
места.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новых задач;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия
Регулятивные УУД:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УУД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Коммуникативные УУД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации;
Предметные результаты освоения учебного предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности) водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесениеизученных объектов к определенным группам, (нефть –горючее
полезное ископаемое);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого)
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах
по заданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом оснований для
различной классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы,
драгоценные (благородные металлы);
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
Календарно-тематическое планирование по природоведению
5 класс (35 часов)
№ п/п
№
Тема урока
урок
а
Введение
(1 час)
1
1
Что такое природоведение? Предметы и явления живой и
неживой природы.
Вселенная
(4 часа)
2
1
Небесные тела: планеты, звёзды.
3
2
Солнечная система. Солнце.
Практическая работа: Зарисовка солнечной системы.
4
3
Полёты в космос.
5
4
Смена времён года. Сезонные изменения в природе.
6
7
8
9
1
2
3
4
10
5
11
6
12
1
13
2
Наш дом – Земля (24 часа)
Воздух (6 часов)
Значение воздуха для жизни на Земле
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр.
Практическая работа: Определение с помощью
термометра температуры воздуха.
Движение воздуха в природе. Ветер.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
Полезные ископаемые (8 часов)
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве
строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок.
Глина.
Д/ з
С.3-7
С.8-9
С.9-12
С.14-16
С.18-21
С.23-25
С.25-28
С.28-31
С.31-34
С.34-38
С.39-42
С.48-50
С.51-56
14
15
16
17
3
4
5
6
18
7
19
8
20
1
21
22
23
2
3
4
24
5
25
6
Горючие полезные ископаемые. Торф.
Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля.
Нефть. Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения
металлов. Сталь. Чугун.
Благородные (драгоценные металлы)
Вода (8 часов)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура воды и её измерение.
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в
природе. Практическая работа: нарисовать воду,
встречающуюся в природе в твёрдом состоянии (снежинки,
сосульки).
Воды суши: ручьи, реки.
26
7
Воды суши: озёра, пруды, болота, водохранилище.
27
8
Моря и океаны. Охрана воды.
28
1
Поверхность суши. Почва (2 часа)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Горы.
29
2
30
1
31
2
Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие
почв. Основное свойство почвы – плодородие.
Есть на Земле страна Россия (5 часов)
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря
и океаны, омывающие Россию.Практическая работа:
Зарисовка государственного флага России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
32
3
Реки и озёра России.
33
4
Москва – столица России.
34
5
Население нашей страны.
57-59
С.60-63
С.64-68
С.68-70
С.71-73
С.77-79
С.84-87
С.88-90
С.93-95
С.102104
С.105107
С.108109
С.109111
С.112115
С.116118
С.119125
С.129133
С.134135
С.136138
С.139141
С.151153
Учебно-методический комплект.
1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программам. «Просвещение» 2020г.
2. Т.М. Лифанова, О.А.Дубровина рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. К
учебнику Природоведение 5 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для специальных
(коррекционных) школ VIII вида М: Просвещение 2013г.
Методический наглядный материал:
таблицы, коллекции:«металлы», «гранит и его составные части», «известняк», «почва и ее
состав»; Теллурий «Модель. Солнце -Земля-Луна»; методическая литература,
дидактические карточки по разделам, видеоматериал по предмету.