Природоведение 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72от 26 августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год

Природоведение
основное общее образование (для обучающихся с УО)
5 класс

Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: расширить кругозор и подготовить учащуюся к
систематических биологических и географических знаний.

усвоению

Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 час в неделю, 34 недель)
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение природоведения в 5 классах направлено на обобщение знаний, учащихся об
окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для
учащихся является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему
усвоению ими элементарных биологических и географических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащейся формируются некоторые
элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в
ней, о взаимосвязях в природе.
Обучающаяся учится наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость
природных явлений. Такая деятельность учащейся имеет непосредственно большое
значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых
школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащейся лучше понимать отношение человека к
природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и
стремиться охранять.
Программа по природоведению 5 класса состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю
возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками,
позволяет учитывать специфику природы своего края.
Тематический план
№ п/п

Разделы, темы

Количество часов
по темам

1

Введение. Что
такое
природоведение.
Вселенная.
Наш дом Земля.

1

2
3

4

Количество
практических
работ

1

Дата проведения
практической
работы

4

Воздух
Полезные
ископаемые.
Вода.
Поверхность
суши. Почва
Есть на Земле
страна Россия.
Заключение.
Итого

6
8

1

8
2

1

5

1

1
35

4

Содержание учебного предмета «Природоведение»
Неживая природа
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в
природеот Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого
свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх,
холодный опускается вниз. Движениевоздуха.Знакомство с термометрами. Измерение
температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его
свойствоподдерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животныхи
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и егосвойство не
поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение
воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав
почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическаячасть почвы. Глина,
песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойствапесчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее иудерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость,
хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча ииспользование. Каменный уголь.
Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.
Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин идругие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча ииспользование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы
(различные виды стали и чугуна). Свойства черныхметаллов: цвет, блеск, твердость,
упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применениецветных металлов.
Алюминий.
Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местные полезные ископаемые Красноярского края (каменный уголь, нефть). Добыча и
использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании исжатие при охлаждении, расширение
при замерзании. Способностьрастворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.).
Учет ииспользование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использованиерастворов.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерениятемпературы — градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов,
ущелий. Наводнение (способызащиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды вбыту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой
воды.
Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря
и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ―Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные натерритории нашейстраны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки, Волга, Енисей. Москва -столица
России. Крупные города, их достопримечательности, население нашей страны.
Наш край. Красноярский край. Красноярск. Географическое расположение, полезные
ископаемые региона, население, предприятия и промышленность, достопримечательные
места.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новых задач;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия
Регулятивные УУД:
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УУД:
 умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами;
 наблюдать;
 работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Коммуникативные УУД:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации;


Предметные результаты освоения учебного предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности) водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесениеизученных объектов к определенным группам, (нефть –горючее
полезное ископаемое);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого)
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах
по заданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом оснований для
различной классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы,
драгоценные (благородные металлы);
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
Календарно-тематическое планирование по природоведению
5 класс (35 часов)
№ п/п
№
Тема урока
урок
а
Введение
(1 час)
1
1
Что такое природоведение? Предметы и явления живой и
неживой природы.
Вселенная
(4 часа)
2
1
Небесные тела: планеты, звёзды.
3
2
Солнечная система. Солнце.
Практическая работа: Зарисовка солнечной системы.
4
3
Полёты в космос.
5
4
Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

6
7
8
9

1
2
3
4

10

5

11

6

12

1

13

2

Наш дом – Земля (24 часа)
Воздух (6 часов)
Значение воздуха для жизни на Земле
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр.
Практическая работа: Определение с помощью
термометра температуры воздуха.
Движение воздуха в природе. Ветер.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
Полезные ископаемые (8 часов)
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве
строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок.
Глина.

Д/ з

С.3-7

С.8-9
С.9-12
С.14-16
С.18-21

С.23-25
С.25-28
С.28-31
С.31-34
С.34-38
С.39-42
С.48-50
С.51-56

14
15
16
17

3
4
5
6

18

7

19

8

20

1

21
22
23

2
3
4

24

5

25

6

Горючие полезные ископаемые. Торф.
Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля.
Нефть. Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения
металлов. Сталь. Чугун.
Благородные (драгоценные металлы)
Вода (8 часов)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура воды и её измерение.
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в
природе. Практическая работа: нарисовать воду,
встречающуюся в природе в твёрдом состоянии (снежинки,
сосульки).
Воды суши: ручьи, реки.

26

7

Воды суши: озёра, пруды, болота, водохранилище.

27

8

Моря и океаны. Охрана воды.

28

1

Поверхность суши. Почва (2 часа)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Горы.

29

2

30

1

31

2

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие
почв. Основное свойство почвы – плодородие.
Есть на Земле страна Россия (5 часов)
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря
и океаны, омывающие Россию.Практическая работа:
Зарисовка государственного флага России.
Равнины и горы на территории нашей страны.

32

3

Реки и озёра России.

33

4

Москва – столица России.

34

5

Население нашей страны.

57-59
С.60-63
С.64-68
С.68-70
С.71-73
С.77-79
С.84-87
С.88-90
С.93-95
С.102104
С.105107
С.108109
С.109111
С.112115
С.116118
С.119125
С.129133
С.134135
С.136138
С.139141
С.151153

Учебно-методический комплект.
1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программам. «Просвещение» 2020г.
2. Т.М. Лифанова, О.А.Дубровина рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. К
учебнику Природоведение 5 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для специальных
(коррекционных) школ VIII вида М: Просвещение 2013г.
Методический наглядный материал:

таблицы, коллекции:«металлы», «гранит и его составные части», «известняк», «почва и ее
состав»; Теллурий «Модель. Солнце -Земля-Луна»; методическая литература,
дидактические карточки по разделам, видеоматериал по предмету.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».