МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 _ от26 _августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ №72 _ от 26_ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Биология
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс
Учитель: Дядькова Т.В.
Пелым 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / Клепинина З.А. Биология. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 11-е издание,
2017. – 224 с.: ил.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю, 34 недели)
Цель программы: формирование представлений обучающейся о растительном мире, о существующих в нем взаимосвязях, о
правилах поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
формирование основных биологических понятий;
формирование понятий об особенностях растительного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального
использования;
формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные
связи и закономерности;
формирование и отработка практических навыков и умений.
Воспитательные:
воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её
уникальности и чистоты;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий,
необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).
Используемые технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
игровые;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ,
беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдение; работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению:
познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов
старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; итоговые и текущие.
Большое значение будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащейся. С этой целью на каждом уроке буду
реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, самомассаж, минутки релаксации).
Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащаяся должна знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений,
особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов,
- определять вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащаяся должна уметь:
- различать грибы от растений;
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а также пытаться искать их самостоятельно;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы,
аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
- ответственное отношение к учению, труду;
- целостное мировоззрения;
- осознанность и уважительное отношение;
- коммуникативная компетенция в общении с другими людьми;
- знание основ экологической культуры.
Содержание курса
Тема 1. Повторение. Введение в мир цветковых растений. (1 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Тема2. Органы цветковых растений. (1 ч)
Культурные и дикорастущие растения нашей страны. Общее понятие о подземных и наземных органах цветкового растения.
Органы цветкового растения (корень, лист, стебель, цветок) на примере растения, цветущего осенью.
Лабораторная работа№1. Органы цветкового растения
Тема 3. Цветок. Плод (3 ч)
Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее знакомство). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и
сочные
Разнообразие плодов. Многообразие плодов. Сочные и сухие плоды. Ягода и костянка. Орех. Семянка. Зерновка. Коробочка.
Горошина. Многообразие способов распространения плодов и с использованием внешних факторов живой и неживой природы.
Распространение с помощью животных.
Лабораторная работа №2. Строение цветка
Экскурсия
Тема 4. Семя. (2 ч)
Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Лабораторная работа №3,4. Строение семени двудольного, однодольного растения
Тема 5. Корневая система растений. (2 ч)
Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение.
Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней.
Тема 6. Лист. (3 ч)
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Ткани, из которых состоит лист. Простые и сложные листья.
Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения. Дыхание растений. Обмен веществ у
разных типов растений. Листопад и его значение в природе и в жизни человека.
Тема 7. Стебель. (2 ч)
Образование стебля. Побег. Виды стеблей по степени одревесневания: травянистые, деревянистые. Строение древесного стебля
(кора, камбий, древесина, сердцевина). Виды стеблей по расположению относительно уровня почвы: надземные, подземные.
Положение стебля в пространстве (плети, усы), Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня
к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Тема8. Растение – целостный организм. (1 ч)
Взаимосвязь частей растения. Принципы функционирования растения. Связь растения со средой обитания. Дыхание и питание
растения.
Тема 9. Споровые и семенные растения. (3ч)
Мхи, папоротники, голосеменные растения, торфяной мох, образование торфа. Сравнение сосны и ели, отличие от лиственных
форм, использование древесины
Тема 10. Многообразие покрытосеменных растений (9ч)
Деление покрытосеменных растений. Деление покрытосеменных растений. Лиственные растения: яблоня, груша, вишня, малина,
земляника. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Хвойные растения. Особенности внешнего
строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.
Хлебные (зерновые) культуры. Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры.
Общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека. Общие признаки сложноцветных.
Подсолнечник. Общие признаки бобовых растений. Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения. Общие признаки
розоцветных растений. Шиповник. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление
овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека.
Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощные лилейные растения. Овощные паслёновые растения.
Картофель. Томат. Баклажан. Перец.
Лабораторная работа №5,6 Строение луковицы. Строение клубня картофеля
Тема 11. Многообразие бактерий и грибов(3ч)
Общие понятие, значение в жизни человека. Строение шляпочного гриба, грибы ядовитые и съедобные, правила сбора.
Тема 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч)
Экскурсия
Тема 13. Повторение (1ч)
Тематическое планирование 7 класс «Растения. Бактерии. Грибы»
Тема
Количество часов
Общее Практические Лабораторные Экскурсии
работы
работы
Основные
Реализация воспитательного
виды
потенциала урока
деятельности
обучающейся
1 Введение
2
Общее знакомство с
цветковыми
растениями.
1
14
4
-овладение знаниями о живой
природе, основными методами ее
изучения, учебными умениями;
-овладение умениями применять
биологические знания для
объяснения процессов и явлений
живой природы;
-использовать
информацию
о
современных достижениях в области
биологии и экологии;
-работать с биологическими
приборами, инструментами,
справочниками;
-проводить наблюдения
за
биологическими
объектами,
биологические эксперименты
Ответы на
-развитие познавательных интересов,
вопросы
интеллектуальных и творческих
задания.
способностей в процессе проведения
Развитие
наблюдений за живыми организмами,
мышления на биологических экспериментов,
основе
работы с различными источниками
упражнений в информации.
3
Многообразие
цветковых растений.
9
сравнении,
память.
2
Запись в
тетради,
4 Многообразие
безцветковых
растений.
3
5 Бактерии.
1
6 Грибы.
2
7
Экскурсии
1
1
-Развивает дисциплинированность
при решении задач практической
направленности.
-Умение достаточно точно и
объективно оценивать свои знания и
меру усилий.
-Развивает трудолюбие,
настойчивость,
упорство, умение соглашаться с
мнениями других, доводить дело до
конца.
работа с
карточками,
ответы на
вопросы
-Развивает способность
учителя.
анализировать каждый шаг своего
Развитие
зрительного решения, умение аргументировать и
доказывать свое мнение
восприятия
-Умение достаточно точно и
при
рассматривани объективно оценивать свои знания и
и иллюстраций, меру усилий
возбуждать интерес к изучению
макетов,
биологии;
рисунков
Запись в
тетради, работа -вырабатывать правильное
с карточками, отношение к природе;
-осуществлять эстетическое и
ответы на
нравственное воспитание учащихся,
вопросы
переводить знания в убеждения и
учителя.
оказывать, воздействие не только на
Развитие
разум, но и на чувства.
8
Практические
работы
3
Итого
34
3
6
1
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
1
2
зрительного
восприятия
при
рассматривани
и иллюстраций,
-развитие познавательных интересов,
макетов,
интеллектуальных и творческих
рисунков
Выполнение
тестовых
заданий.
способностей в процессе проведения
Развивать
наблюдений за живыми организмами,
мышление на биологических экспериментов,
основе
работы с различными источниками
упражнений в информации
сравнении,
память на
основе
упражнений.
3
Кол-во часов
Введение в мир цветковых растений.
Многообразие живой природы. Охрана растений
Органы цветковых растений
Внешнее строение цветкового растения
1
1
1
1
Цветок. Плод
3
Образовательная
деятельность
Урок формирования знаний
Лабораторная работа №1
Урок-исследование.
3
Цветки и соцветия. Опыление и оплодотворение
1
4
1
5
Разнообразие плодов и семян, их
распространение
Экскурсия в природу ранней осенью
6
Семя
Строение семян
2
1
8
Распространение и всхожесть семян
Корень
Разнообразие корней, корневые системы
1
2
1
9
Строение корня. Видоизменения корней
1
10
Лист
3
Внешнее строение листа, форма и видоизменения 1
листьев
Значение листьев, испарение водя листьями
1
7
11
12
13
14
15
1
Лабораторная работа №2
Урок-исследование.
Эвристическая беседа,
работа учебником
Урок систематизации и
закрепления знаний
Лабораторная работа №3,4
Урок-исследование.
Урок формирования знаний
Урок формирования знаний.
Эвристическая беседа,
работа учебником
Урок формирования знаний.
Урок формирования знаний.
Эвристическая беседа,
работа учебником
Комбинированный урок.
Дыхание растений. Листопад
Стебель
Строение и значение стебля.
1
2
1
Передвижение воды по стеблю. Видоизменения
побегов
Растение –целостный организм
Взаимосвязь органов растения. Растения и
1
Комбинированный урок.
1
1
Урок формирования знаний.
Урок формирования знаний.
20
21
22
23
24
25
окружающая среда
Споровые и семенные растения
Мхи. Торфяной мох -сфагнум
Папоротники. Голосеменные растения
Ель и сосна. Покрытосеменные растения
Многообразие покрытосеменных растений
Различия однодольных и двудольных растений.
Семейство Злаки
Хлебные злаки. Кукуруза, овес
Однодольные растения
Двудольные растения. Картофель
Семейство Бобовые. Кормовые бобовые растения
Семейство Розоцветные. Садовые растения
Сбор урожая плодов и ягод
26
27
Семейство Сложноцветные. Подсолнечник
Повторение пройденного материала
1
1
28
Многообразие бактерий и грибов
Разнообразие и размножение бактерий. Значение
бактерий для человека
3
1
29
30
Строение и размножение грибов
Разнообразие грибов
1
31
Практические работы
Выращивание комнатных растений
5
1
16
17
18
19
3
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
Урок формирования знаний
Комбинированный урок.
Комбинированный урок.
Урок формирования знаний
Комбинированный урок.
Лабораторная работа №5
Лабораторная работа №6
Комбинированный урок.
Урок формирования знаний.
Эвристическая беседа,
работа учебником
Комбинированный урок
Урок формирования и
первичного закрепления
знаний
Урок формирования знаний.
Эвристическая беседа,
работа учебником
Комбинированный урок
Урок формирования и
первичного закрепления
знаний
Урок решения учебной
32
33
34
Работа на пришкольном участке
Растение – живой организм
Экскурсия в природу весной
1
1
1
задачи
комбинированный урок
Урок формирования знаний
Комбинированный урок
Урок систематизации и
закрепления знаний
Критерии оценки знаний обучающейся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или
в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью
учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (Сборник 1) под редакцией В.В.
Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2011г.
Учебно-методическое обеспечение
1. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / З.А.
Клепинина, – М.: Просвещение, 2022г.
2. Биология. 7 класс: рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.А.Клепинина, М.: П
росвещение,2022г.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. Гербарий
Дидактический материал
1. Энциклопедии
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.infourok.ru
2. http://www.nsportal.ru
3. http://www.pedsovet.su
4. http://bio.1september.ru/index.php
5. http://festival.1september.ru