География 7класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 _ от26 _августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72_от 26_ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
География
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс

Учитель: Дядькова Т.В.

Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В.
Воронковой. – М: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/ Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2022.
– 175 с.: ил.
Цели курса:
Расширение представлений ребёнка с нарушением интеллекта об окружающем мире.
Получение знаний о географическом положении России, населении и промышленности
страны, об особенностях природы и хозяйства, климате, природных зонах Родины.
Задачи курса:
Познакомить с физической картой России, географическим положением нашей страны,
границами, природными зонами страны.
Научить обучающуюся ориентироваться на карте, находить и показывать изученные
объекты.
Расширить пространственные представления.
Корректировать и развивать память, мышление, восприятие.
Воспитывать бережное отношение к природе и человеку, как части природы.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю, 34 недели)
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей исоциальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебнойдеятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
Базовые учебные действия:

Регулятивные БУД
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике).
Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью:
определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по
ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную
литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать
самооценку своей деятельности.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого
материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать
её, представлять информацию сообщений с помощью учителя.
Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или
развёрнутом виде.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах:
текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные БУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать
очерёдность действий; осуществлять
взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать
способы вычисления или решения задачи).
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Предметные результаты

Учащаяся должна знать:
-положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;
-пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
-природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и
высоты над уровнем моря;
-природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
-типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
-хозяйство, основное население и его занятия, крупные города в каждой природной зоне;
-экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
-правила поведения в природе;
-расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащаяся должна уметь:
-показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картами;
-показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе, наносить их на контурную карту;
-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятияминаселения;
-выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной
школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет учитель с учетом
индивидуальных возможностей учащихся);
-правильно вести себя в природе.
Содержание рабочей программы.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (6ч)
Географическое положение России на карте мира. Европейская и
азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие
рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат
России. Водные ресурсы России, их использование. Население России.
Народы России. Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли. Сельское
хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и
азиатской частей России.
Природные зоны России (28 ч)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон
России.
Зона арктических пустынь (1 ч)
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и
его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (4ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат.
Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население
и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута,
Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы
тундры.
Лесная зона (11ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки,
озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и
лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и

сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо- Западной России. Города СевероЗападной России: Санкт- Петербург, Архангельск, Новгород, Псков,
Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по
лесной зоне.
Зона степей (3ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург,
Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону,
Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (4ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (2ч)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные
занятия. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик).
Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (3 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и
экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной
Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика)
2
Природные зоны России
2.1
Зона арктических пустынь
2.2
Зона тундры
2.3
Лесная зона
2.4
Зона степей
2.5
Зона полупустынь и пустынь
2.6
Зона субтропиков
2.7
Высотная поясность в горах

Кол-во часов
6
28

Итого

34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Тема
Особенности природы и хозяйства России
Введение. Географическое положение России на
карте мира.

Кол-во
часов
6

Дата

02.09

2
3
4
5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Европейская и Азиатская часть России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые.
Климат России. Водные ресурсы.
Население России. Народы.
Промышленность. Особенности развития сельского
хозяйства и транспорта.
Природные зоны России
Зона Арктических пустынь
Арктика. Климат. Растительный и животный мир.
Население.
Зона тундры
Тундра. Положение на карте. Рельеф. Полезные
ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Лесная зона
Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озёра, каналы.
Растительный и животный мир.
Промышленность, сельское хозяйство и города
центральной России.
Особенности развития хозяйства и города Северозападной России.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Контрольная работа за 1 полугодие
Зона степей
Рельеф и полезные ископаемые.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь.
Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Зона субтропиков
Климат и природа субтропиков.
Население и его основные занятия. Города.
Высотная поясность в горах
Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Города и экологические проблемы Урала.
Контрольная работа за 2 полугодие.

09.09
16.09

28
1

4

11

3

4

2

3

Основной список литературы
1.Воронкова В.В., Перова М.Н. Программа специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида гуманитарный издательский центр " Владос",
2011 год.
2.Учебник «География» для 7 класса для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2022г.
3.Рабочая тетрадь по географии для 7 класса авторов Т.М.Лифановой, Н.Г.,
Е.Н.Соломиной – М.: Просвещение,2022г.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Принтер
3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».